Предупреждение задержки речевого развития через игру
консультация по логопедии (младшая группа)
Речевые игры для детей раннего возраста. Для предупреждения задержки речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка предлагаются игры для многократного повтрения дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_cherez_igru.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение задержки речевого развития у детей раннего возраста через игру в условиях сопровождения службы ранней помощи
Для того, чтобы ребенок успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо еще в раннем возрасте начинать развивать его речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. Нередко в службу ранней помощи обращаются родители с вопросом актуального уровня развития речи своего ребенка и, как следствие, нуждающиеся в организационной помощи специалистов данного ведомства: разовое консультирование, либо индивидуальное сопровождение ребенка и семьи – составление индивидуальной программы сопровождения.
Для того чтобы, предупредить задержку речевого развития, стимулировать активную речевую деятельность ребенка раннего возраста, родителям и близким ребенка предлагаются речевые игры для многократного повторения дома в обычной жизни на основе собственной мотивации ребенка. Предварительно исключив возможность нарушения развития зубочелюстной системы, нарушение слуха ребенка. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием речи ребенка. Взрослому предлагается создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребенка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.
Пальчиковые и жестовые игры:
«Ладушки – ладушки»
Цель: развивать ощущение собственных движений.
Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом:
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
«Сорока – сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Сорока – сорока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
Этому дала.
«Этот пальчик – бабушка»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами:
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Помимо традиционных пальчиковых игр, сопровождаемых веселыми стишками, родителям предлагается разучивать с малышом простые жесты:
- на вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- показываем «да», «нет» движением головы;
- показываем «спасибо» кивком головы;
- на вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»);
- изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках);
- ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик».
Игровые упражнения для развития силы речевого выдоха:
- игра на дудочке, дуем в свисток;
- дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;
- задуваем свечки — под строгим контролем взрослых;
- делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;
- пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;
- показываем «ветерок» — дуем друг на друга;
- сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления мышц речевого аппарата:
- игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся;
- надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- показываем язычок – «дразнимся», язычок выглянул из ротика и спрятался обратно;
- показываем зубы – «У кого есть зубки?!»;
- «Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
- как машина гудит? Би-би-би!;
- как коровка мычит? Му-му-му!;
- как барабанчик стучит? Та-та-та!;
- как мама песенку поет? Ля-ля-ля!;
- как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!;
- как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
- тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан);
- ля-ля-ля! (Металлофон);
- динь-динь! (Колокольчик);
- как-кап-кап ! (Треугольник);
- бум-бум-бум! (Бубен).
Чтение стишков, потешек, в которых используются часто повторяющиеся сочетания звуков, что способствует развитию фонематического слуха, ритма, речи ребенка, например:
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Специалисты службы ранней помощи рекомендуют родителям постоянно разговаривать с ребенком. Все совместные действия взрослых с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, родители создают питательную речевую среду для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»
Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...
Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"
Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...
Речевое развитие через игры с рисунками
К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по словам Ушинского, является одним из лу...
Конспект НОД «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»
Люди всех возрастов проявляют интерес к играм-головоломкам. Но одно из почетных мест занимают ребусы разных видоа , с разными правилами разгадывания. но для детей работа с ребусами решает множество пе...
Развиваем память у детей с задержкой психического развития через игру
Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знани...
Педагогический проект по предупреждению задержки речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет «Волшебные ручки»
В настоящее время одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, разви...