Предупреждение задержки речевого развития через игру
консультация по логопедии (младшая группа)

Речевые игры для детей раннего возраста. Для предупреждения задержки речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка предлагаются игры для многократного повтрения дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение задержки речевого развития у детей раннего возраста  через игру в условиях сопровождения службы ранней помощи

Для того, чтобы ребенок успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо еще в раннем возрасте начинать развивать его речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. Нередко в службу ранней помощи обращаются родители с вопросом актуального уровня развития речи своего ребенка и, как следствие, нуждающиеся в организационной помощи специалистов данного ведомства: разовое консультирование, либо индивидуальное сопровождение ребенка и семьи – составление индивидуальной программы сопровождения.

Для того чтобы, предупредить задержку речевого развития, стимулировать активную речевую деятельность ребенка раннего возраста, родителям и близким ребенка предлагаются речевые игры для многократного повторения дома в обычной жизни на основе собственной мотивации ребенка. Предварительно исключив  возможность нарушения развития зубочелюстной системы, нарушение  слуха ребенка. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием речи ребенка. Взрослому предлагается создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребенка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.

Пальчиковые и жестовые игры:

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом:

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами:

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Помимо традиционных пальчиковых игр, сопровождаемых веселыми стишками, родителям предлагается разучивать с малышом простые жесты:

- на вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;

- грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;

- показываем «да», «нет» движением головы;

- показываем «спасибо» кивком головы;

- на вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»);

- изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);

- изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);

- изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);

- изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);

- изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);

- изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках);

- ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик».

Игровые упражнения для развития силы речевого выдоха:

- игра на дудочке, дуем в свисток;

 - дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;

- задуваем свечки —  под строгим контролем взрослых;

- делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;

- пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;

- показываем «ветерок» — дуем друг на друга;

- сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.

Артикуляционные упражнения для  развития и укрепления мышц речевого аппарата:

- игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся;

- надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

- показываем язычок – «дразнимся»,  язычок выглянул из ротика и спрятался обратно;

- показываем зубы – «У кого есть зубки?!»;

- «Лакаем молоко» как кошка.

Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

- как машина гудит? Би-би-би!;

- как коровка мычит? Му-му-му!;

- как барабанчик стучит? Та-та-та!;

- как мама песенку поет? Ля-ля-ля!;

- как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!;

- как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

- тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан);

- ля-ля-ля! (Металлофон);

- динь-динь! (Колокольчик);

- как-кап-кап ! (Треугольник);

- бум-бум-бум! (Бубен).

Чтение стишков, потешек, в которых используются часто повторяющиеся сочетания звуков, что способствует развитию фонематического слуха, ритма, речи ребенка, например:

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.

Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.

Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.

Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.

И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Специалисты службы ранней помощи рекомендуют родителям постоянно разговаривать с ребенком. Все совместные действия взрослых с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, родители создают питательную речевую среду для развития ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Речевое развитие через игры с рисунками

К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по словам Ушинского, является одним из лу...

Конспект НОД «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Люди всех возрастов проявляют интерес к играм-головоломкам. Но одно из почетных мест занимают ребусы разных видоа , с разными правилами разгадывания. но для детей работа с ребусами решает множество пе...

Развиваем память у детей с задержкой психического развития через игру

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знани...

Педагогический проект по предупреждению задержки речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет «Волшебные ручки»

В настоящее время одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, разви...