Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_i_zvuk_s.docx | 953.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».
Продолжительность: 30 мин.
Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С.
Тип занятия: по овладению новыми знаниями.
Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звуков [с], [с`], с опорой на различные виды контроля;
- закреплять умение выделять звуки [с], [с`] в слогах, словах;
- познакомить с графическим обозначением звуков [с], [с`];
- закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”.
- коррекционно-развивающие:
- автоматизировать произношение звуков [с], [с`] изолированно, в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- профилактика дисграфии и дислексии;
- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
- улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.
- коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
- продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность);
- стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Наглядный материал:
- Картина формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (приложение №1);
- Цветная сюжетная картина формата А5 с изображением воды, льющейся из шланга (приложение №2) – символическое изображение звука [с];
- Цветная сюжетная картина формата А5 с изображением воды, льющейся из крана (приложение №3) – символическое изображение звука [с'];
- Карточки на магнитах синего и зеленого цветов с перечеркнутыми колокольчиками формата 10*10 см;
- Цветная предметная картина формата А4 с изображением девочки с синей и зеленой корзинами (приложение №4);
- Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звуки [с], [с'] (приложение №5);
- Цветная сюжетная картина формата А4 - иллюстрация правила о звуках и буквах (приложение № 7);
- Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы С (приложение № 8);
- Предметные цветные картины формата А5 с изображением предметов, внешне похожих на букву С: след от копыта, месяц в небе, бублик (приложение № 9);
- Карточка формата А4 с напечатанными слогами (приложение №11);
- Карточка формата А4 с напечатанными словами (приложение 12);
- Карточка формата А4 с напечатанным предложением (приложение № 13);
- Карточка формата А4 с ребусом «Сон» (приложение № 14);
- Карточка формата А4 с изографом «Аист» (приложение № 15);
Раздаточный материал:
- Карточки для звукового анализа по количеству детей (приложение № 6);
- Карточки из бархатной бумаги формата 20*20 см и нити мулине по количеству детей;
- Черно-белая сюжетная картина формата А4 «Мальчик с шариками» по количеству детей (приложение № 10);
- Индивидуальные зеркала по количеству детей;
- Цветные карандаши по количеству детей.
Лингвистический материал:
- Слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, СА, СО, СУ, СЫ, СИ.
- Слова: слон, миска, лиса, автобус; санки, собака, сито, семечки; собака, скамейка, самолет, самокат, самосвал, солнце; песок, коляска, песочница, лиса, велосипед, поросенок, ласточки, подсолнух; кактус, лес, автобус; сом, сито, стол; свист, свистит, свисток, сосна, сосна, сундук; сон, аист.
- Предложение: У Сони и Сани сом с усами.
Место проведения: логопедический кабинет.
Организационная форма проведения: традиционная.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии.
Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.
"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
А теперь посмотрите на меня.
- Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами.
(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1).
II. Основная часть.
- Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку. Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну, там мы встретимся с новой буквой, познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту
(дети попадают в волшебную страну)
1. – Послушайте слова и подумайте, какой общий звук спрятался в них: слон, миска, лиса, автобус.
– Звук [с].
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [с]. Посмотрите все на меня. Во время произнесения звука [с] воздух выходит, как вода из шланга (демонстрируется картина с изображением воды, льющейся из шланга - см. приложение 2). Возьмите зеркала, произнесите звук [с]. (дети берут индивидуальные зеркала). В каком положении находятся губы, зубы и язык во время произнесения звука [с]?
– Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, спинка его слегка приподнята.
– Звук [с] согласный или гласный?
– Согласный.
– Как определить?
– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.
– Звук [с] твердый или мягкий?
– Твердый.
– Звук [с] звонкий иди глухой?
– Глухой.
– Как проверить?
– Приложить ладошку к горлу – голос спит, отдыхает.
(выставляется карточка синего цвета с перечеркнутым колокольчиком).
– У звука [с] есть младший братец – звук [с']. Во время произнесения звука [с'] воздух выходит, как вода из тонкого крана (демонстрируется картина с изображением воды, льющейся из крана - см. приложение 3). Дайте ему характеристику.
– Звук [с'] согласный или гласный?
– Согласный.
– Как определить?
– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.
– Звук [с'] твердый или мягкий?
– Мягкий.
– Звук [с'] звонкий иди глухой?
– Глухой.
– Как проверить?
– Приложить ладошку к горлу – голос спит, отдыхает.
(выставляется карточка зеленого цвета с перечеркнутым колокольчиком).
2. Дидактическое упражнение «Загадки».
– А сейчас, отгадайте загадки, которые для вас приготовил Гном Знайка, и определите первый звук в словах-отгадках:
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы _________ (санки)
– Первый звук [c].
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая _________ (собака)
– Первый звук [c].
Это тщетные труды –
Набирать в него воды.
Лишь нальешь, глядишь – пролито.
Всюду дырки. Это _______ (сито)
– Первый звук [c'].
В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Пролетело времечко –
Проросло вверх ___________ (семечко)
– Первый звук [c'].
3. Дидактическое упражнение «Подарки для Светы».
– Представьте, что к нам в гости пришла девочка Света (выставляется картина с изображением девочки и двух корзин – см. приложение № 4), давайте подарим ей подарки. В синюю корзину мы будем складывать подарки, в названии которых есть звук [с], а в зеленую корзину подарки со звуком [с`].
– … ответы детей
4. Дидактическое упражнение «Найди-ка».
– Ребята, Гном Знайка оставил нам вот эту картину (выставляется сюжетная картина – см. приложение 5). Найдите на этой картине предметы, в названии которых встречаются звуки [с] и [с`]. Назовите их и определите, где находится звук (начало, середина, конец).
– … (ответы детей: Собака, Скамейка, Самолет, Самокат, Самосвал, Солнце; пеСок, коляСка, пеСочница, лиСа, велоСипед, пороСенок, лаСточки, подСолнух; кактуС, леС, автобуС).
5. Дидактическое упражнение «Домики для звуков».
– А сейчас давайте расселим звуки по их домикам и выполним звуковой анализ. Возьмите карточки, рассмотрите. Что изображено на них?
– Сом, сито, стол.
– Правильно. Открывайте пенал с карандашами, приступайте. (дети выполняют работу на индивидуальных листах – см. приложение № 6).
III. Физкультминутка.
– Давайте немного отдохнем. Выйдите из-за столов. Повторяйте движения за мной.
Са-Са-Са – в лесу бегает лиса (бег на месте)
Со-Со-Со – у Вовы колесо (широко разводить руки в стороны сверху вниз, изображая колесо)
Ос-Ос-Ос – на поляне много ос (жужжать как осы и кружиться)
Су-Су-Су – было холодно в лесу (растирать плечи)
Усь-Усь-Усь – на лугу пасется гусь (пальцами показать, как гусь щиплет траву)
– Молодцы! Садитесь на свои места. Продолжаем занятие.
IV. Продолжение основной части.
6. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой».
– Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук, что нужно сделать?
– Записать его, написать букву.
– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы. (выставляется сюжетная картина – см. приложение 7). Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем и пишем, а также можем нарисовать их.
– Звуки [с] и [с'] обозначаются буквой С. Это буква С (выставляется карточка с буквой С – см. приложение 8).
– Из каких элементов состоит буква С?
– Половинка овала, круга.
– На что она похожа?
– Дети предлагают варианты.
– Логопед демонстрирует картинки (см. приложение 9) и читает текст.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Шел конь, подковами звеня.
Как буква С следы коня.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
– А на какие буквы похожа буква С?
– Буква О – ее половинка, буква Ф – ее часть.
(Логопед уточняет, чем отличается буква С от названных букв).
7. Дидактическое упражнение «Сложи букву».
– А сейчас Гном Знайка предлагает вам самим сконструировать букву С.
(Детям раздается бархатная бумага и нити мулине. Они самостоятельно выкладывают образ буквы С).
– Покажите, что у вас получилось. Молодцы!
8. Дидактическое упражнение «Напечатай букву».
– Теперь давайте сделаем так, чтобы буква С осталась и в ваших тетрадях. Напечатаем ее. Открывайте тетради. от предыдущего задания отступите вниз две клетки, с третьей начнем работу.
– В какую сторону смотрит наша буква С?
– Вправо.
– Правильно. Большая буква с займет две клетки, маленькая – одну.
(логопед демонстрирует на доске порядок написания буквы С, дети печатают букву в индивидуальных тетрадях).
9. Дидактическое упражнение «Поймай шар».
– Все справились очень хорошо. А теперь давайте поможем мальчику Степе поймать шары. Нарисуйте веревочку только к тем шарикам, на которых буква С написана правильно.
(дети выполняют работу на индивидуальных листах, находя правильно написанные буквы С).
– Вы отлично постарались!
10. Дидактическое упражнение «Прочитай-ка».
– Сейчас Гном Знайка научит вас правильно читать слоги и слова с буквой С.
(выставляются таблички со слогами (см. приложение 11), словами (см. приложение 12) и предложением (см. приложение 13) с буквой С).
11. Дидактическое упражнение «Отгадай-ка».
– Наши приключения подходят к концу. На прощание Гном Знайка приготовил для вас сюрприз – ребус и изограф. Давайте разгадаем их.
– Отгадайте ребус (выставляется картина с ребусом «Сон» - см. приложение 14).
– Сон.
– Молодцы, правильно. Разгадайте изограф (выставляется картина с изографом «Аист» - см. приложение 15).
– Аист.
– Это было сложное задание, и вы отгадали его правильно!
V. Итог. Завершение занятия.
– На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [с] или [с'], чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь.)
– Вот мы и вернулись в наш детский сад. О каких звуках мы с вами сегодня говорили?
– О звуках [с] и [с'].
– Какой буквой они обозначаются?
– Буквой С.
– Какие игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?
– …. (ответы детей)
– Занятие окончено.
VI. Самоанализ.
Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты.
Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены.
Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение: от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.
По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.
Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной, интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.
Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии.
Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием.
Список литературы:
- Занимательное азбуковедение: книга для учителя/ В.Волина – М.: Просвещение. 1991г. -368 с.
- Домошний логопед/ И.Е.Светлова – М., ООО «Издательство Эскимо», 2004 г.- 250 с.
- Учим ребенка говорить и читать/ С.П.Цуканова, Л.П.Бетц – М., Издательство ГНОМ, 2013 г.
- Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения / С.Е.Гордеева.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
АС СА
ОС СО
УС СУ
ЫС СЫ
ИС СИ
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"
Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....
Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».
Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, ско...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте
Тема: Звуки [а] [у], буквы. А У.Цель: знакомство со звуками [а] [у], с буквами. А У.Задачи:Образовательные:— знакомить детей со звуком [а] [у], их характеристикой:— давать поняти...
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».
Продолжительность: 30 мин. Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С. Тип занятия: по овладению новыми знаниями. Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С. Задачи: коррекционно-образоват...
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»
Обучающие цели: познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции; упражнять в чётком произношении и интонационном выделении звука А в словах, в умении давать характеристику звука; познако...
- Мне нравится (1)