Роль сказки в логопедической работе с детьми
консультация по логопедии

Ветрова Марина Владимировна

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Теперь с этим явлением соотносится термин - логосказка.

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие

речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль сказки в логопедической работе с детьми . Подготовила: Учитель – логопед Ветрова М.В

Слайд 2

ЛОГОСКАЗКА — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов ( внимания, памяти, мышления, воображения ), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЛОГОСКАЗКИ — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Слайд 4

ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК: Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики); Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков); Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков); Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий); Сказки, способствующие формированию связной речи ; Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Слайд 5

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям: Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям). Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении). Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию). Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки). Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре). Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Слайд 6

Используя в своей работе с детьми элементы сказкотерапии, стоит учитывать следующие особенности: речевой статус детей (общее недоразвитие речи II - III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью); недостаточное развитие неречевых психических функ ций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность); специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Слайд 7

Особенности выбора сказки: используются легко запоминающиеся или хорошо знакомые детям сказки (например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», « Заюшкина избушка» и т.д.) - сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; - возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; - отбор языковых средств доступных всем детям группы.

Слайд 8

Пример игр и упражнений, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми. Развитие общих речевых навыков : Упражнение «Произнеси фразу целиком». Цель: работать над длительностью речевого выдоха. Игра «Катится колобок по дорожке». Цель: формирование направленной воздушной струи.

Слайд 9

Развитие лексико-грамматических категорий: Игра: «Кого встретил в лесу колобок». Цель: Развивать умение употреблять притяжательные прилогательные , формировать простую фразу. Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост медведя, уши зайца, пасть волка, лапы лисы). Игра: «Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»). Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью). Упражнение на образование увеличительных существительных. Пример: У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи .

Слайд 10

Развитие связной речи. Проходит поэтапно: договаривание отдельных слов во фразе; произнесение отдельных фраз сказочных героев; повторение, составление простых фраз; рассказывание сказки.

Слайд 11

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Теперь с этим явлением соотносится термин - логосказка.

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие

речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

  • Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
  • Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
  • Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:

  • Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
  • Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
  • Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
  • Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
  • Сказки, способствующие формированию связной речи;
  • Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.

 Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Используя в своей работе с детьми элементы сказкотерапии, стоит учитывать следующие особенности:

  • речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
  • недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
  • специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Особенности выбора сказки:

- используются легко запоминающиеся или хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

- отбор языковых средств доступных всем детям группы.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

 Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи.

 Пример игр и упражнений, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми.

 

Развитие общих речевых навыков:

  • Упр. «Произнеси фразу целиком».

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

  • Игра «Катится колобок по дорожке».

Цель: формирование направленной воздушной струи.

Развитие лексико-грамматических категорий.

  • Игра: «Кого встретил в лесу колобок».

Цель: Развивать умение употреблять притяжательные прилогательные, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост медведя, уши зайца, пасть волка, лапы лисы).

  • Игра: «Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

  • Упражнение на образование увеличительных существительных.

Пример: У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти , а когтищи; не зубы, а зубищи.

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно:

  • договаривание отдельных слов во фразе;
  • произнесение отдельных фраз сказочных героев;
  •     повторение, составление простых фраз;
  • рассказывание сказки.

Положительными результатами работы можно назвать следующее:

- процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

- использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

- заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке, как тот себе игрушки выбирал».

- Как то раз язычок  решил, что хочет тоже хочет себе игрушку, с который он бы играл в свободное время.

Он открыл дверцу (упр. «Окошко»), и вышел на улицу (упр. «Лапатка»).

Он взял с собой чашку, чтоб донести все игрушки которые ему понравятся в магазине (упр. «Чашечка»)

Когда он пришел в магазин, стал рассматривать игрушки на полках (упр. «Чистим зубки»)

Но пока он одна игрушка ему не приглянулась…

Вот он видит около полок стоит лошадка, такая красивая, с густой гривой и длинным хвостиком. Язычок тут же решил на ней прокатится (упр. «Лошадка»). А чтобы веселей было он взял еще и барабан с собой (упражнение «Барабанщик»).

Вот так и у язычка появились любимые игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Роль сказки в логопедической работе с детьми...

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...

Роль родителей в логопедической работе с детьми

В статье представлены все разделы  логопедической работы , Представлены конкретные примеры работы по формированию правильной и красивой речи. Полезный материал для родителей и специалистов....

Роль сказки в логопедической работе с детьми.

В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе....

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой ...

ШДН "Роль сказки в логопедической работе"

Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки.http://https://drive.google.com/file/d/1Ao3DaefWIMiuuEPTSwzrUntLOA6XKpqR/view?usp=shar...

Роль сказки в логопедической работе с детьми

В Консультации раскрывается роль сказки в логопедической работе с детьми....