ШДН "Роль сказки в логопедической работе"
материал
Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки.
http://https://drive.google.com/file/d/1Ao3DaefWIMiuuEPTSwzrUntLOA6XKpqR/view?usp=sharing
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_logopedicheskoy_rabote.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка в логопедической работе с детьми
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи). Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладениями ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми. Оно осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка - одна из важнейших психических функций человека.
Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.
Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни. Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок.
Эффективно использование в логопедической работе с детьми сказок, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети - логопаты показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.
Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А.Н.Толстой
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия активно используется в работе с детьми с нарушениями речи. В последнее время мы всё чаще используем сказкотерапию как один из приемов развития речи дошкольников. С помощью сказки мы учимся пересказывать текст, рассказывать от третьего лица, рассказывать «по кругу». Также сказка помогает развивать творческие способности детей, снизить уровень тревожности и агрессивности, развивать эмоционально-волевую сферу.
Задачи, решаемые с помощью сказок, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта. Наблюдая за детьми во время игры, во время занятий, на прогулке, можно было заметить, что там, где не надо сосредотачивать своё внимание и память, дети раскрепощались, с лёгкостью перевоплощались в любимых героев, любили фантазировать. С полной уверенностью, свободно, точно, образно могли выразить свою мысль. Опираясь на свой опыт, заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Дети тревожны, с пониженной самооценкой, малообщительны, мелкая моторика у таких детей плохо развита. Для того, чтобы дети свободно развивали своё художественное творчество, необходимо использовать все необходимые условия: настольный театр, пальчиковый театр, мягкие игрушки, шапочки-маски, куклы-марионетки, диски для просмотра и прослушивания сказок, классическая и расслабляющая музыка. Также в своей работе мы применяем сказкотерапевтическое рисование: просим нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну. Например, «Моя семья в образе сказочных героев», « Моя семья в образе сказочных животных». Каждый ребёнок описывает то, что нарисовал, придумывает свою сказку. Таким образом, ребёнок учится сочинять сказки, либо пересказывать уже известную сказку, обогащает словарный запас, проявляет творчество и воображение. Важным моментом является то, что ребёнок учится групповому рассказыванию сказок, тем самым обогащает свой жизненный опыт, развивает умение преодолевать трудности и страхи. Во время динамических пауз мы с детьми изображаем различных животных, в движении под музыку дети раскрепощаются, чувствуют себя уверенными и свободными. При составлении творческого рассказа или сказки, ребёнку необходимо самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование. Для того чтобы точно передать свой замысел, необходим большой запас слов.
Рассказывание возможно от 3-го или от 1-го лица. Речь детей становится более образной, развёрнутой, внимание более устойчивым, дети учатся слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей и уметь вставлять свои собственные мысли в контекст повествования.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказкотерапия в коррекционном образовательном процессе занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Сказка помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Расскажи стихи руками.
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.
Увеличение числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки универсальных развивающихся и коррекционных методов и приемов. Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в процессе естественно - научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Я предлагаю вам материал по различным лексическим темам, предусмотренных программами в детском саду. Данные игровые упражнения проводятся с предметами, рекомендую проводить их, начиная со среднего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в логопедической работе с детьми
Роль сказки в логопедической работе с детьми...
Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей: накоплению словарного запаса, развитию связной речи, развитию причинно-...
Роль сказки в логопедической работе с детьми.
В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе....
Использование сказки в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений
Основной целью методической разработки является всестороннее последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Известно, что сказка соответствует детской системе мироощущен...
Роль сказки в логопедической работе с детьми
Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой ...
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение....
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции и профилактики речевых нарушений
Представление практических приёмов логоработы при использовании сказок....