Роль родителей в логопедической работе с детьми
консультация по логопедии по теме
В статье представлены все разделы логопедической работы , Представлены конкретные примеры работы по формированию правильной и красивой речи. Полезный материал для родителей и специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Общее недоразвитие речи - это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Фонетика - нарушено произношение звуков речи. Звук может отсутствовать вовсе, может заменяться другим звуком или произноситься искаженно. Страдает формирование слоговой структуры слова. Это проявляется в усечении, сокращении, перестановке, удвоении слогов, сокращении согласных звуков при их стечении.
Лексика - словарный запас ребёнка отстаёт от нормы. Особенно ограничен словарь действий и признаков. Предлоги употребляются с ошибками. Наблюдается замена названий частей предметов названиями целых предметов. Страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматика - грамматический строй речи формируется с задержкой. Словоизменение чаще всего недоступно. Имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований частей речи (имён существительных с именами прилагательными, имен существительных с именами числительными), ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим, пропуск предлогов и замена сложных предлогов на простые, ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имён существительных по числам.
Восстановление нормальной речи у детей, страдающих общим её недоразвитием, возможно только при систематической, кропотливой речевой работе, при усиленной языковой нагрузке.
Система коррекционного воздействия предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей и родителей.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя в детских садах компенсирующего вида выстроена достаточно чётко.
К сожалению, взаимосвязь педагогов компенсирующего детского сада с родителями часто является актуальной проблемой.
Родители наших детей не владеют специальными знаниями, умениями и навыками и испытывают определённые трудности при оказании помощи ребёнку в преодолении речевого недоразвития. Они нуждаются в помощи специалистов.
Задача логопеда заключается в повышении логопедической компетентности родителей и привлечении их в качестве одних их главных своих помощников в период коррекционного обучения детей. Логопед должен научить родителей эффективно помогать детям. Педагог должен помочь родителям стать заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса. Логопед должен помочь родителям превратить процесс обучения в увлекательное действо, тем самым способствовать не только преодолению речевых проблем ребёнка, но и сближению родителей и детей.
Чтобы грамотно оказывать помощь ребёнку, необходимо единство воздействий на него со стороны всех взрослых, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в определённом возрасте.
Проблемы наших детей не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, отягащены психологическими сложностями. Поэтому и решать проблемы надо в комплексе.
Все отделы головного мозга условно разделены на три блока (А.Р.Лурия).
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется.
Часто это расценивается педагогами и родителями как интеллектуальная несостоятельность. А на самом деле ребёнку просто не хватает энергетического ресурса.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Так же второй блок обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для восстановления нарушений произношения и обучения грамоте.
При недостаточном развитии третьего блока, блока программирования и контроля – ребёнок не соблюдает правила, он не умеет действовать по образцу, не соблюдает нормы поведения. Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает своевременному становлению речевых умений и навыков, при создании благоприятных условий созреют.
Задача, окружающих ребёнка взрослых, и состоит в создании этих благоприятных условий для активизации развития мозга, ведь ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо говорить правильно, ведь сверстники и родители и так прекрасно его понимают.
Что же предпринять в данном случае любящим родителям? Как же заниматься с такими детьми? Что делать?
ИГРАТЬ! Именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются те механизмы, которые необходимы для успешного преодоления трудностей развития, и речевого в частности.
Конечно, современные родители достаточно грамотные люди, имеют доступ к педагогической информации. Вот только пользуются они этой информацией бессистемно. Родителям необходимы специальные педагогические знания.
С чего же начинается вовлечение родителей в активный коррекционно-педагогический процесс?
Прежде всего, логопед должен провести тщательное логопедическое обследование детей и уточнить анамнестические данные у родителей. Анализ полученных сведений даёт специалисту возможность составить план и выбрать механизмы коррекционного воздействия.
Вначале работа с родителями строится по традиционной схеме: проводятся родительские собрания (первое – по результатам обследования и перспективному плану на период обучения; второе – с показом занятия и анализом проделанной работы и достигнутых успехов, третье – по итогам периода обучения), консультации (индивидуальные и подгрупповые), оформляются информационные стенды.
Всё это делается с целью повышения родительской компетентности. Мы надеемся, что родители лучше поймут проблемы собственных детей и проблемы педагогов.
Чтобы повысить качество помощи родителей детям, были использованы некоторые нетрадиционные приёмы.
Для родителей были разработаны «Памятки», помогающие им ориентироваться в некоторых понятиях и видах деятельности, используемых в работе с детьми в рамках детского сада компенсирующего вида.
Поскольку многократность повторения отрабатываемого на занятиях материала является одним из непременных условий для достижения стойкой положительной динамики в процессе обучения, по всем изучаемым темам были составлены тематические домашние задания. Эти задания-программки систематически вклеиваются в домашние тетради детей для закрепления и повторения знаний, полученных детьми на занятиях.
Так же были разработаны так называемые «Рабочие тетради» для занятий с детьми по заданию логопеда.
Материал, представленный в данных тетрадях, подобран с учётом речевых проблем и возрастных особенностей детей, создаёт условия для формирования мотивации речевого высказывания, даёт возможность развивать и совершенствовать не только речь, но высшие психические функции ребёнка, моторику, зрительные и слуховые память и внимание, дисциплинирует и активизирует ребёнка.
К тому же выполнение предложенных заданий требует совместных усилий детей и родителей. А это как нельзя лучше сближает всех участников процесса!
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ! – таков девиз данных разработок.
Само по себе количество знаний и умений не является показателем уровня развития ребёнка. Гораздо важнее не сами знания, а умение ребёнка применить эти знания в изменившейся ситуации, для решения тех или иных задач.
Хочется верить, что данные разработки помогают нашим детям и их родителям справляться с возникающими у них трудностями.
С целью совершенствования взаимосвязи с родителями, им было предложено написать сочинение на тему «Мы посещаем логопедический детский сад. Хорошо это или плохо?».
Мы благодарны нашим родителям за понимание проблем своих детей, за стремление и желание помочь своему ребёнку, за уважение к труду педагогов и помощь в нашей работе.
Наши успехи невозможны без помощи мам и пап, бабушек и дедушек наших воспитанников!
ПАМЯТКА № 1
ПАПА, МАМА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!
Следите в повседневном общении с ребёнком за правильным произношением поставленных звуков, точным выбором слова для выражения своих мыслей, правильным оформлением слов в предложении.
Старайтесь ежедневно читать ребёнку небольшие рассказы или главы из детской книги. После прочтения, побеседуйте с ним о прочитанном.
Учите ребёнка отгадывать загадки, объясняйте ему смысл пословиц и поговорок.
Чаще организовывайте семейные прогулки в лес, в парк, в зоопарк. Наблюдайте вместе с ребёнком за явлениями природы, поведением птиц, животных, насекомых. Беседуйте об увиденном. Дома предложите ребёнку нарисовать то, что ему больше всего запомнилось, понравилось, то, что его удивило, заинтересовало, а, может быть, и озадачило. Попросите рассказать о нарисованном событии. Принесите работы в детский сад, пусть ребёнок поделится впечатлениями со своими друзьями и педагогами.
Следите за своей речью. Избегайте нелитературных слов, выражений, оборотов, фраз. Ведь ваша речь должна являться для ребёнка примером и образцом. Учите ребёнка слышать и понимать не громкое резкое обращение, а спокойную речь.
Занимаясь с ребёнком, не спешите говорить за него. Если ребёнок испытывает затруднения в выполнении какого-либо задания, подскажите ему ответ жестом, мимикой, наводящим словом, предложите выбрать ответ среди нескольких вариантов, один из которых правильный
.
Во время занятий с ребёнком, будьте заинтересованы, собраны, терпеливы. Настройтесь на доброжелательное, спокойное общение. Не раздражайтесь на многие детские «почему?» - с вопросов начинается открытие малышом окружающего его мира.
Чаще улыбайтесь и хвалите ребёнка за любую, даже самую маленькую удачу. Подарите ему уверенность в своих силах. Пусть маленький человек знает, что родные и близкие люди всегда будут рядом и обязательно помогут.
ПАМЯТКА № 2
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим - это звуки.
Фонематическое восприятие - первая ступень на пути к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.
Фонематическое восприятие - это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения.
Звуковой анализ - высшая ступень фонематического восприятия. Звуковой анализ - это способность определять порядок звуков в слогах и словах, умение выделять отдельные звуки из состава различных звукосочетаний, а также различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой).
Вслед за звуковым анализом ребёнок овладевает и звуковым синтезом слова. Звуковой синтез - сочетание звуковых элементов (фонем) в единое целое, в реальное слово.
Несовершенство фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза затрудняет процессы овладения чтением и письмом.
Будем учиться слушать и различать звуки окружающего нас мира и звуки речи!
Будем совершенствовать фонематическое восприятие и овладевать звуковым анализом и синтезом.
В качестве вспомогательного средства обучения детей с проблемами речевого развития звуковому анализу и синтезу используются зрительные символы гласных и согласных звуков.
Гласные звуки мы обозначаем квадратиком красного цвета.
Согласные твёрдые звуки - квадратиком синего цвета.
Согласные мягкие звуки - квадратиком зелёного цвета.
Нельзя путать звуки с буквами. Часто родители произносят звуки так, как называются буквы в алфавите. Тем самым они создают для ребёнка дополнительные трудности при овладении элементами грамоты. Следует помнить, что, называя букву «П»
звукосочетанием «ПЭ», вы произносите не один, а два звука «П» и «Э». Поэтому, когда ребёнок приступает к анализу или синтезу слова, он испытывает определённые сложности. Ведь соединяя звуки «ПЭ» и «А» получается «ПЭА», а должно получиться «ПА».
При проведении звукового анализа взрослый несколько раз медленно произносит слово, последовательно выделяя голосом каждый из звуков.
Согласные звуки (твердые и мягкие) необходимо произносить так, как например последние буквы в словах «рысь», «кот», «шар» и т.п.
Например, ребёнок должен провести звуковой анализ слова «МАК».
Взрослый произносит слово «МАК», выделяя голосом первый звук: «ММММАК» и обращается к ребёнку с вопросом: «Какой звук «живёт» в начале слова?»
Ребёнок называет первый звук в слове. Взрослый просит ребёнка дать характеристику звука и нарисовать (положить) вместо него соответствующий квадратик.
Аналогично проводится анализ последующих звуков в слове.
Когда схема слова будет составлена, можно еще раз уточнить характеристику каждого из звуков, предложив ребёнку объяснить, почему он нарисовал (положил) вместо каждого из звуков тот или иной квадратик.
С удовольствием играют дети в игру «Звук потерялся». Взрослый предлагает ребёнку назвать и показать звуки в анализируемом слове. Затем ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый убирает один из квадратиков (или закрывает фишкой) и просит назвать пропавший звук, после чего возвращает (или открывает) квадратик.
Обратите внимание: для закрепления звукового анализа и синтеза необходимо брать слова, написание которых не расходится с их произношением.
ПАМЯТКА № 3
ПРЕДЛОЖЕНИЕ? ЧТО ЭТО?
Ваш ребёнок знает это:
- слова могут «дружить» друг с другом;
- когда слова «дружат», получается предложение;
- предложения рассказывают нам много интересного;
- чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаём.
Поиграйте с ребёнком!
Предложите ребёнку послушать пары слов, подумать и сказать, получилось ли из этих слов предложение:
- Кошка спит.
- гудит, смотрит;
- дорога, небо;
- Идёт дождь.
- спит, качели;
- снег, холод;
- Журчит ручей.
Предложите ребёнку подружить слова так, чтобы получилось предложение, и мы что-то узнали:
- сорока, каркать;
- шелестеть, дуб;
- дети, играть;
- дедушка, читать;
- весна, наступать;
- звучать, музыка и т.п.
Учимся составлять схему предложения!
Схема предложения - это символическое изображение каждого из слов, входящих в состав предложения, с помощью горизонтальных полосок. В начале предложения необходимо дать обозначение большой буквы, с которой всегда начинается предложение ( ___________ ). В конце предложения необходимо поставить точку - знак окончания предложения.
Поиграйте с ребёнком!
Послушай и запомни предложение, повтори его:
Маруся рисует домик.
Предложите ребёнку:
- назвать слова по порядку;
- нарисовать схему предложения;
- объяснить, почему в начале предложения стоит знак _________, а в конце - точка.
- вспомнить, какие ещё слова пишутся с большой буквы.
Дидактическая игра «Слова играют в прятки»
Игра проводится с опорой на схему предложения.
Задания для ребёнка:
- покажи слово «Маруся»;
- покажи слово «рисует»;
- покажи слово «домик»;
- какое из слов называет действие?
Затем взрослый указывает на одно из слов и просит ребёнка назвать это слово.
Далее надо сообщить ребёнку, что слова хотят поиграть с ним в прятки. Ребёнок закрывает глаза, а в это время взрослый убирает из схемы (или закрывает)
одно из слов.
Вопросы к ребёнку:
- какое слово пропало?
- что нам стало непонятно?
- назови слово, которым можно заменить пропавшее слово.
ПАМЯТКА № 4
КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ТЕТРАДИ ДОМА
Родители обязательно должны дома заниматься с детьми по заданию логопеда. А в субботу и воскресенье не менее 2-х раз в день по 20-25 минут.
Прежде всего необходимо внимательно прочитать задание и, если что-то непонятно - спросить у педагогов группы.
Весь речевой материал на закрепление поставленных звуков (слоги, слова, фразы) необходимо произносить медленно, чётко и громко, выделяя поставленный звук голосом.
Если в тетради написано «учить наизусть», то необходимо выучить материал наизусть и, также проговаривать медленно, чётко, громко.
Длительность занятия не должна превышать 20-25 минут. Заниматься лучше утром, после завтрака, или во второй половине дня, после дневного сна или прогулки.
Заниматься по тетради нужно только на положительных эмоциях. Если ребёнок расстроен, недоволен, нездоров - лучше отложить занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в логопедической работе с детьми
Роль сказки в логопедической работе с детьми...
Роль игры в логопедической работе с детьми.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...
Роль сказки в логопедической работе с детьми.
В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе....
Роль сказки в логопедической работе с детьми
Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой ...
Роль сказки в логопедической работе с детьми
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помог...
Роль сказки в логопедической работе с детьми
В Консультации раскрывается роль сказки в логопедической работе с детьми....
Мастер-класс для родителей "Роль развивающего массажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующ...