Применение логоритмики в логопедической работе
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Поэтому именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_logoritmiki_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение логоритмики в логопедической работе
Известно, что речь ребенка развивается лучше при условии высокой двигательной активности. А формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Помимо правильной речи, у ребенка должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.
Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика – комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением. Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.
Логоритмика (сокращенно от "логопедическая ритмика") — это раздел педагогики: наука о способах гуманной корректировки и устранения дефектов речи, письма, чтения, координации движения, в целом позитивного развития ребенка, его социальной реабилитации посредством применения системы методик специальных физкультурных, речевых, письменных, музыкальных и хореографических упражнений.
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Поэтому именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении.
Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Данные упражнения должны быть синхронизированы со стихотворным текстом и выполняться под музыку.
Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.
К ее основным функциям относятся:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие правильной координации;
- выработка правильного дыхания;
- выработка темпа речи;
- развитие речевой памяти;
- развитие слуховой функции;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие сенсорики;
- улучшение равновесия;
- формирование правильной осанки и походки.
Особенности логопедической ритмики:
1. Простота выполнения.
2.Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.
3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая
половина дня.
4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные эмоции.
5. Упражнения нужно повторять из занятия в занятие - до тех пор, пока они не будут выполнены правильно.
6. Необходимо использование музыкального сопровождения.
7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления.
Первое направление - это развитие неречевых процессов.
Данная работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи и в режимных моментах.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к ООД.
3. Динамические паузы между ООД.
4. Физкультурные сюжетные формы ООД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».
Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ в логопедической работе».
Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношения и используются компьютерные технологии...
Применение логоритмики в коррекционной работе
Анализ применения технологии "Логопедическая ритмика"...
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися
логоритмика в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)...
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....
Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению дизартрических расстройств у старших дошкольников
Аннотация: в статье рассмотрена логопедическая ритмика как одно изсредств по преодолению дизартрических расстройств у детей старшегодошкольного возраста в логопедической работе.Ключевые слова: логорит...