«Применение ИКТ в логопедической работе».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношения и используются компьютерные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_2.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение ИКТ в логопедической работе».
Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено? Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов. Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.
Тема: Звук [С’]. «Одежда».
Цели:
- Образовательные:
1.Закрепить навык четкого произношения звука [С’] в слогах, словах,
фразах; понятий «родственные слова», «предметы одежды».
2. Закреплять навыки звукового анализа и составление звуковых схем на материале слов со звуком [С’].
3. Развивать грамматический строй речи: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик .
4. Закрепить навыки составления рассказа при помощи образца и опорных картинок.
5. Активизировать речевую деятельность детей через умение формулировать полные ответы.
- Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух, слуховое внимание и воображение через выполнение устных инструкций.
2. Развивать тонкую моторику рук через выполнение упражнений.
3. Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
- Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: сито.
Оборудование: Предметные картинки, мультимедиа, маршрутная карта, магнитофон с аудиокассетой, карточки–символы, пиктограммы, звуковые сигналы.
Ход:
Дети заходят в зал.
Логопед: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
I.Организационный момент.
Раздается плач девочки.
Логопед: Ой, ребята, кто-то плачет.
Дети видят девочку, сидящую у двери. Она плачет.
Логопед: Девочка, как тебя зовут?
Девочка: Маша, но многие зовут меня Маша – растеряша.
Логопед: А что с тобой случилось?
Девочка: Я разбросала и растеряла все свои вещи, а дверь в комнату, где они лежат, захлопнулась и не открывается, а я хочу гулять. Что же мне делать? Может вы мне поможете?
Логопед: Ребята, поможем Маше?
Дети соглашаются.
Логопед: Для того, чтобы ты успокоилась, давай поиграем с пальчиками.
II. Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».
III. Постановка цели (проблемы), темы занятия.
Раздается голос.
Дверь: Маша, я решила тебя проучить за то, что ты не умеешь обращаться со своей одеждой, постоянно разбрасываешь ее и теряешь. Я спрятала ее от тебя.
Маша плачет, спрашивает, что ей делать.
Дверь: Хорошо, я отдам тебе все твои вещи. Но для этого ты должна выполнить все мои задания. Если задания будут выполнены правильно, на экране появятся предметы одежды. А где находятся эти задания, ты найдешь по карте.
Из-под двери появляется конверт с картой, в котором указано, где дети будут находить конверты с заданиями.
IV. Решение проблемы (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
Логопед: Для выполнения первого задания давайте посмотрим на карту, выберем направление и количество шагов, указанных на карте.
1-е задание. Работа с карточками-символами.
Логопед: Достает задание и показывает карточку – символ.
- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: Мы будем внимательно слушать.
Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка сила, синяк, сено, сифон, семь, гуси, кисель.
Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?».
Дети: В начале каждого слова слышится звук [с'].
Логопед: Теперь давайте посмотрим на экран, какой предмет одежды появился на экране?(юбка).
Дети: Молодцы, вы правильно выполнили задание.
2-е задание. Артикуляция звука.
Логопед: А теперь давайте посмотрим на карту, (выбирают направление и количество шагов указанных на карте до второго задания).
Дети находят сундучок с зеркалами.
Логопед: (Достает задание: карточка – символ): Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: Мы будем смотреть в зеркало и определять, что делают наши губы, зубы и язык.
Логопед предлагает детям взять зеркала и произнести звук [с']
Логопед: Что делают ваши губы, зубы и язык?
Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка внизу, посередине языка канавка, через нее выходит воздух.
3-е задание. Характеристика звука.
Логопед: Дайте характеристику звуку [с'] (согласный, глухой, мягкий).
Логопед: Посмотрите на экран, какой предмет одежды, появился на экране?
Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь, но для этого нам снова надо обратиться к карте.
4-е задание. Выделение звука [с'] из слов.
Дети отсчитывают количество шагов указанных на карте и находят конверт с заданием.
Логопед: Сейчас я буду произносить слоги, а вы должны выделить звук [с'] из ряда слогов:
ми – тё – си – кю – мя – сё – ню – ви – ся – пи – се – тю – ля – сю – мё – си – ви – ся.
Логопед: Теперь давайте посмотрим на экран, какой предмет одежды появился на экране?(кофта)
Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Продолжим наш путь, но для этого нам снова надо обратиться к карте.
Дети отсчитывают количество шагов указанных на карте и находят конверт с заданием.
5-е задание.
Логопед: Определить позицию звука [c,] в следующих в словах.
Семь, письмо, гусь, сито, кисель, василек, сетка.
Словарная работа. Знакомство с лексическим значением слова СИТО.
Логопед: Посмотрите, и с этим заданием вы успешно справились. Что за предмет одежды вы ведете на экране? (платье)
Логопед: Правильно, молодцы.
V. Физминутка.
Маша – растеряша: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Платье для Машутки», а то я так устала.
Дети соглашаются.
Маша выполняет, дети повторяют.
Это платье для Машутки (четыре ритмичных поворота вправо - влево, держа руки на поясе)
Красные горошки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка, (приседаем)
Спрячем в них ладошки (прикладываем обе ладони к животику)
6-е задание. Звуковой анализ слова гусь, сито.
Логопед: Посмотрите, и с этим заданием вы успешно справились. Что за предмет одежды вы ведете на экране? (футболка.)
Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь и обратимся к карте.
Дети выполняют определенное количество шагов и находят следующий конверт.
7-е задание. Игра «Большой - маленький».
Логопед: Сейчас я буду называть вам слова, которые будут означать большой размер, а вы - слова, которые обозначают маленький размер.
Пес – песик, нос – носик, глаз – глазик, и т.д.
Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь. В этом нам поможет карта.
Дети выполняют определенное количество шагов, находят следующий конверт и подходят к экрану мультимедиа.
Логопед: Ну вот, вы и нашли все предметы одежды для Маши.
Маша – растеряша: волшебная дверь не отдает мне мои вещи, а я так хочу гулять.
8-е задание. Пересказ рассказа «Сима».
Логопед: Волшебная дверь откроется только тогда, когда вы составите рассказ о девочке Симе. Рассказ будем составлять с помощью картинок, которые последовательно будут появляться на экране.
Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.
Чтение рассказа учителем-логопедом. Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы:
- Кто это?
- Сколько Симе лет?
- Что любит Сима?
- Что у неё синее?
- Что у Симы в косе?
- Что у Симы на ногах? (вопросы задают дети).
Учитель-логопед дает образец рассказа детям. Составление рассказа детьми с опорой на пиктограммы.
VI. Итог.
Раздается сказочная музыка и дверь открывается, Маша радуется и уходит одеваться на прогулку.
Логопед: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Маше? (да).
- Какие вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".
В настоящее время большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физичес...
Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"
В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...
ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
В статье рассматривается необходимость использования мнемотехник в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников....
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
Применение логоритмики в логопедической работе
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что разви...
применение ИКТ в логопедической работе
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных спо...