Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися
статья по логопедии
логоритмика в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_v_zaikanii.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)
Аннотации:
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. К ним относится принцип:
– сознательности и активности. Он заключается в активном и сознательном отношении ребенка к своей деятельности;
– систематичности. Он заключается в регулярности, планомерности и непрерывности коррекционного процесса;
– наглядности. Он заключается в непосредственном показе движений и использовании зрительного образа или образного слова педагога;
– доступности и индивидуального подхода. Он предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей;
– учета симптоматики. Он позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Учитывая возможности детей, дозируется нагрузка;
– этапности. Он определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.
Все принципы связаны между собой и определяют единство развития, воспитания и коррекции функциональных систем ребенка с речевыми расстройствами.
Цель логоритмических работы – формирование произношения, развитие фонематических процессов, совершенствование всех компонентов речевой системы.
По мнению Н.А. Туговой, важнейшим элементом музыкально–ритмических занятий является сигнал: музыка, слово, жест. Музыка в виде сигнала в коррекционных целях используется особенно широко. Смена музыкальных темпов, форма музыкального произведения, отрывков, ритмов, характер и сила звука, а также контрастность регистров позволяют регулировать смену движений, которые составляют упражнение. Музыкальные темпы (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое. При этом дети могут научиться подчинять свои движения музыке.
Заикающиеся дети более медленно детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.
Двигательные, речевые без музыкального сопровождения, музыкально–речевые, музыкально–двигательные, ритмические, двигательно–речевые упражнения и игры воспитывают динамическую и статическую координацию движений, способность управлять мышечным тонусом, продолжительностью выдоха и мягкую атаку голоса. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.
Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом взаимосвязи речи, различных видов музыкальной деятельности и движений.
Содержание занятия должно быть направлено на развитие первоначального интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости к ней . Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различного тембра, высоты, динамики.
При проведении занятий необходима повторяемость заданий. Воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением, осуществляется в течение всего логопедического курса. При этом используется разный музыкальный репертуар. Необходимо применять небольшой объем речевого, музыкального материала и движений. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.
Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, регистрами, динамикой, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами.
Приемы и методы логоритмики в устранении заикания
В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Н.А. Рычкова), с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы. Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:
– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.
Примеры:
Упражнение 1. Дети выполняют под тихую музыку движения флажками внизу и под громкую музыку сильные взмахи над головой.
Упражнение 2. Под громкую музыку движения по кругу с подскоками, под тихую – движения руками.
Упражнение 3. В процессе ходьбы по кругу под громкую музыку дети идут, выполняя определенные движения руками, под тихую – останавливаются и прячут руки за спину.
– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.
Примеры:
Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. На слабую долю – непроизвольный выдох, руки в и.п.
Упражнение 2. Вдох носом – выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.
Упражнение 3. Исходное положение – сидя по–турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам.
– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение.
Примеры:
Упражнение 1. Исходное положение – стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».
Упражнение 2. Исходное положение – стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».
Упражнение 3. Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».
– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег.
Примеры:
Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Под музыку они начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Упражнение 2. Под музыку, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.
– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха.
Примеры:
Упражнение 1. Детям дают задание называть числа, цвета, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.
Упражнение 2. По предложению педагога ребенок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей...» - и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок...».
Упражнение 3. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.
– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.
Примеры:
Упражнение на развитие мелкой моторики, координации речи и движений:
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки, протягивают по очереди руки вперед, разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
Упражнения для координации речи с движением и развитие воображения:
Дети, взявшись за руки, бегут по кругу. Кружатся на носочках на месте.
Затем медленно приседают.
Упражнение «Сад»:
Дети шагают, тянутся и срывают «яблоки». Затем наклоняются и складывают «яблочки» в корзину. Дети несут перед собой корзину, пьют «компот».
Упражнение «Дерево»:
Дети поднимают руки вверх и качают руками. Затем усиливают движение качания вправо–влево.
Упражнение «Серенькие перышки»:
Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх–вниз. Дети стучат кулаками перед собой один о другой и дуют на раскрытые ладошки.
Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Затем кладут руки на пояс, делают наклоны туловища вправо–влево.
– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Примеры:
Упражнение 1. Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.
Упражнение 2. Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.
Упражнение 3. Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторит 2 раза.
Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:
– вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;
– упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук;
– упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;
– упражнения на воспитание произвольного внимания;
– упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;
– слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
– игра–драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности;
– заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу.
Литература:
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] // Г.А. Волкова. – М. Изд–во Владос. – 2002.–272.с.
Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67.
Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] // Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30.
Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] // И.И. Руденко, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005.–№1.–с.14–17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.
Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:1. Соблюдение режима молчания 2. Правильное речевое дыхание.3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж....
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Своеобразие применения метода библиотерапии в работе с заикающимися дошкольниками
В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей невозратизацией населения число страдающих логоневрозом также увел...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с заикающимися детьми
Дети, поступающие в нашу группу, имеют сложный диагноз: заикание. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим по...
Применение логоритмики в коррекционной работе
Анализ применения технологии "Логопедическая ритмика"...
Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
Cовременный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста предполагает не только эффективные логопедические приемы, но и комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Ч...
Применение логоритмики в логопедической работе
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что разви...