Конспекты НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.
план-конспект занятия по логопедии

Шелехова Елена Викторовна

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для подготовительной логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_podgotovitelnaya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «Деревья»

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

-закреплять навык составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу;

-закреплять умение правильно употреблять в речи относительные прилагательные;

-развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

-обобщать знания о деревьях;

-развивать психические процессы.

Оборудование: мяч; предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев; мнемотаблица с описанием дерева.

Ход НОД.

Организационный момент.

Игра: «Узнай дерево по листику»

У каждого ребенка в руке лист дерева. Ребенок бросает мяч соседу показывая свой лист, задает вопрос чей это листик. Тот кто ловит мяч отвечает на вопрос.

Основная часть.

1.Беседа по предметным картинкам с опорой на мнемотаблицу, рассматривается каждая ячейка в соответствии с вопросом.

Вопросы:

-Рассмотрите картинку.

-Как называется это дерево?

-Какое оно по величине?

-Где чаще всего растет?

-Из каких частей состоит?

-Какую пользу может принести людям?

-Как изменяется в разные времена года?

-Что можно сделать из этого дерева?

-Почему люди сажают деревья на улицах города?

Дети отвечают на вопросы полным предложением с опорой на таблицу.

Физкультминутка

Дует легкий ветерок - листочки едва шевелятся.

(Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами)

Дует сильный ветер - качаются деревья, листочки с них опадают.

(Наклоны туловища, приседают на корточки)

2.Логопед дает образец рассказа-описания о дереве, с опорой на мнемотаблицу.

3.Игра: «Составь рассказ о дереве вместе»

Дети делятся на команды, логопед раздает каждой команде предметную картинку с изображением дерева (у каждой команды разные деревья). В соответствии с мнемотаблицей  каждая команда составляет описательный рассказ про свое дерево.

Итог: (Оценка деятельности детей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.

Тема: Пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова « Улетают журавли».

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

-формировать навык выразительного пересказа с помощью мнемотаблицы;

-закреплять умение синтаксически правильно строить предложения;

-развивать психические процессы;

-развивать мелкую моторику рук;

-закреплять навык составления мнемотаблицы.

Оборудование: чистые альбомные листы, разделенные на ячейки; простые карандаши или черные фломастеры на каждого ребенка.

Ход НОД.

Организационный момент.

Дети вспоминают названия перелетных птиц и садятся на свои места.

Основная часть.

1.Чтение рассказа «Улетают журавли».

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь,  покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки,  потянулись они в далёкие тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летят журавли.

В глухом лесу, на краю болота остановились они на отдых

         Над рекой, над черными макушками леса встает ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час просыпаются все птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом весёлое солнце. Все засияет, все переменится в осеннем лесу.

         Высоко поднимутся журавли, с высокого ясного неба услышим мы их прощальные голоса.

До свидания журавли, до радостной встречи весной!

2.Обсуждение рассказа. По ходу обсуждения детям предлагается выполнить зарисовки в каждую ячейку. В соответствии с вопросом проговаривается каждое предложение. Детьми составляются мнемотаблицы.

Вопросы:

-Куда собрались журавли?

-В какое время года птицы улетают в теплые края?

-Как собираются журавли для полета?

-Над чем пролетали журавли?

-Где останавливались на отдых?

-Какой был лес?

-Когда журавли продолжили свой полет?

-Что изменится в лесу. Когда взойдет солнце?

-Когда можно ждать журавлей обратно?

Физкультминутка.

Опустел скворечник, улетели птицы.

(Дети выполняют взмахи руками, имитируя улетающих птиц)

Листьям на деревьях тоже не сидится.

(Кружатся на месте)

Целый день сегодня все летят, летят.

(Идут по кругу)

Видно тоже в Африку улететь хотят.

(Останавливаются, смотрят вдаль)

3.Повторное чтение рассказа.

4.Игра «Договори предложение» (в соответствии с текстом)

Логопед начинает предложение, дети с опорой на свою мнемотаблицу, его договаривают (по цепочке).

Итог. (Оценка деятельности детей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: Пересказ по серии сюжетных картинок «Собака – санитар»

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

Цель: развитие связной речи

Задачи:

-закреплять навык пересказа по сюжетным картинкам;

-активизировать и расширять словарь детей;

-закреплять умение детей выстраивать сюжетную линию высказывания;

-закреплять умение грамматически правильно оформлять предложение;

-развивать психические процессы;

-закреплять навык составления мнемотаблцы.

Оборудование: мяч; серия сюжетных картинок «Собака санитар»; чистые альбомные листы, разделенные на ячейки; простые карандаши или фломастер черного цвета.

Ход НОД.

Организационный момент.

Игра: «Назови признаки весны»

Дети стоят полукругом, логопед  бросает ребенку мяч, ребенок возвращая мяч называет признаки весны полным предложением.

Основная часть.

1.Беседа  о предстоящем празднике 9 Мая, уточнение у детей знаний про этот праздник.

2. Работа с сюжетными картинками.

На мольберт выставляются сюжетные картинки «Собака-санитар». С детьми проводится беседа по картинкам, задаются вопросы. Дети составляют предложения в соответствии с вопросом.

Вопросы:

-Когда случилась эта история?

-Что произошло с солдатом?

-Кто пришел на помощь солдату?

-Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

-Почему собака оставила солдата?

-Кого она привела с собой?

-Что сделали санитары?

-Как вы думаете, что будет с солдатом?

-Кого он должен благодарить?

Физкультминутка.

Оловянный солдатик стойкий,

(Дети стоят руки вдоль туловища)

На одной ноге постой-ка, если ты солдатик стойкий.

(Дети стоят на одной ноге)

А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.

(Дети стоят на левой ноге)

3.Заполнение детьми ячеек в мнемотаблице графическим изображением, с опорой на сюжетные картинки.

4.Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу (сюжетные картинки убираются).

Итог. (Обобщающая беседа, самоконтроль)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.

Тема: Составление рассказа

 «Как я проведу лето»

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

-закреплять навык составления рассказа на заданную тему;

-закреплять умение логически выстраивать свои высказывания;

-активизировать и пополнять словарь по теме;

-закреплять умение пользоваться готовой мнемотаблицей

-развивать психические процессы;

-развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: предметные картинки солнца, неба, травы, дерева; сюжетные картинки по теме «Лето», «Летний отдых»; мнемотаблицы детей, предварительно составленные совместно с воспитателем.

Ход НОД.

Организационный момент.

Игра «Подбери признак»

Детям раздаются предметные картинки. Логопед задает вопрос про предмет, какой он летом( например: солнце летом какое?-теплое, яркое, лучистое и тд.) Дети садятся на свои места.

Основная часть.

1.Беседа по теме. На мольберте картина с изображением лета.

Вопросы: (дети отвечают на вопрос полным предложением)

-Кто из вас ждет лето?

-Почему вы его ждете?

-С кем вы проведете лето?

-Где вы собираетесь отдыхать?

-Как нужно готовиться к поездке?

-Где лучше всего отдыхать летом?

-Если останетесь дома, то чем будете заниматься летом?

2.На мольберт выставляются картинки с изображением летнего отдыха. Дети рассматривают картинки и составляют по ним предложения.

Физкультминутка.

Мы сено косили, косили, косили,

(Дети имитируют как они косят сено)

Мы сено носили, носили, носили.

(Имитируют как носят сено)

Мы сено собрали, собрали, собрали.

(Собирают сено)

Мы сильно устали, устали, устали.

(Изображают усталость).

3. Дети составляют рассказ «Как я проведу лето», с опорой на свою мнемотаблицу.

Итог (Обобщающая беседа).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.

Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. И. Левитана

«Весна. Большая вода»

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

-формировать навык составления описательного рассказа по пейзажной картине, с опорой на картинно-графическую схему  в мнемотаблице;

-закреплять умение понимать замысел картины;

-обогащать словарный запас эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями;

-развивать умение связно, последовательно, целостно строить высказывание;

-развивать психические процессы.

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; мнемотаблица с изображением картинно-графической схемой.

Ход НОД.

Организационный момент.

Дети вспоминают, какое наступило время года, вспоминают название весенних месяцев, какой день недели и время суток. Садятся на свои места.

Основная часть.

1.Чтение отрывка из стихотворения И. С. Никитина

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

2.Беседа по картине.

Сообщение названия картины, ее автора.

Вопросы:

-Какое время года изобразил художник?

-Какое явление здесь запечатлено?

-Когда бывает половодье?

-Что можно сказать о воде, какая она?

-В какой день Левитан писал этот пейзаж?

-Какие цвета художник использовал чаще всего?

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

(Дети встают на носочки, поднимают руки вверх, тянутся к солнышку)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(Останавливаются, выполняют взмахи руками)

А сугробы тают, тают,

(Приседают)

А цветочки расцветают.

(Встают на носочки)

3. Составление плана рассказа. Выставляется мнемотаблица, разделенная на 6 ячеек, отображающих последовательность:

-название картины, автор;

-место действия;

-время действия;

-погода;

-композиция картины;

-цветовая палитра;

-настроение картины;

-отношение к картине.

4.Составление рассказа, с опорой на мнемотаблицу. Рассматривается каждая ячейка, по цепочке дети составляют предложения. Потом в индивидуальном порядке (по желанию детей).

Итог (оценка деятельности детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Осень золотая"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группеРассказывание по теме «Золотая осень» Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.С...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Наш детский сад"

Дети учатся составлять связный рассказ о своём детском саду, опираясь на мнемотаблицу....

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»...

Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы в организации логопедической работы с детьми с ОВЗ.»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Детьми с огран...