Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гришкова (Акимова) Елена Викторовна

Тема: «Осень (приметы, осенние месяцы)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Осень (приметы, осенние месяцы)»

Составили: Гришкова Е. В., Лисина К. Е.

Цели:

уточнить, закрепить и расширить представления  детей об основных приметах осени;

активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

продолжать развивать словообразовательную функцию речи;

учить составлять рассказ об осени  с опорой на схему;

развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам,  панно.

Ход занятия

1.Орг. момент

Упр. «Назови ласково»

ветка-веточка

дождь-дождик

солнце-солнышко

трава-травка

лист-листочек

туча-тучка

птица-птичка

ветка-веточка и др.

2.Сообщение темы занятия

Отгадайте загадку.

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает?» (Осенью)

Сегодня мы поговорим об осени.

3.Беседа по теме

После, какого времени года наступает осень?

Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди  убирают урожай овощей и фруктов).

Назовите осенние месяцы.

Повторение  названий осенних месяцев.

4.Повторение названий  времен года

5. Д/и «Подбери признак»

Что можно сказать об осени, какая она? (Осень - золотая, нарядная,  хмурая, холодная, ранняя,  красивая, дождливая и т.д.).

Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т.д.).

6.Приметы осени

Вспомним и назовём приметы осени.

Как светит осенью солнце? (Солнце осенью светит мало, не  греет).

Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).

Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).

Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).

Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).

Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).

7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»

Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)

8. Объяснение и понимание переносного значения слов («Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев), «Золотые листья»).

9.Пальчиковая гимнастика        

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять            Поочерёдно загибают пальчики на руке,

                                                        начиная с большого.

Будем листья собирать                 Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины,   Поочерёдно загибают пальчики на руке,

листики тополя, листья осины,    начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.     «Шагают» по столу средним и        

                                                         указательным  пальчиками.

10. Д/и «Подходит- не подходит» (с желтыми листьями)

Поиграем с осенними листьями.

Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.

Опадают, тает, хмурая, расцветают, холодная, теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают, желтеют

11.Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи,             Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх

                                                         перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.     Прыжки на носочках, руки на поясе. 

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.          Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.              Идём по кругу с высоким подниманием  

                                                        колена.

12. Упр. «Какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,

…дождь-дождливая, ..холодно-холодная…, пасмурно-пасмурная…, сыро-сырая…, хмуро-хмурая…, солнечно-солнечная…, ясно-ясная…

13.Упр. «Скажи по образцу»

Наступил осенний день-наступили осенние дни.

На дереве желтый лист-на дереве желтые листья.

Плывет серая туча-плывут серые тучи.

Идет холодный дождь-идут холодные дожди.

Дует сильный ветер-дуют сильные ветра.

Висит теплая куртка-висят теплые куртки.

Летит птичья стая-летят птичьи стаи.

14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)

Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не  греет).

Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.

Погода осенью теплая? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).

На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут  и опадают).

Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).

15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)

Осенью солнце светит мало, не  греет. Погода  холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит  дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда,  где тепло. Звери тоже  готовятся к холодной зиме.  Заяц меняет свою  серую шубку на белую.   Белка  припасает  на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в  берлогу на всю зиму.

 

16.Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?

17.Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...