Как умелые руки языку помогают
консультация по логопедии
Почему очень важно развивать мелкие движения (мелкую моторику) кистей рук ребенка. Ответ кроется в строении головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как умелый реки помогают язычку | 173.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей.
Учитель-логопед Барабанщикова Л.П.
Ребенок родился… И вот уже первое «Я сам!» «Хочу!» «Буду!»
Что он делает, когда завязывает шнурки, застегивает пуговицы, заплетает кукле косы, завязывает бант? Оказывается, он не только приобретает навыки самообслуживания, воспитывает в себе аккуратность и усидчивость, но и развивает свою речь! У него развивается мелкая моторика кистей рук, что чрезвычайно благотворно скажется на развитии тех отделов его головного мозга, которые связаны с развитием речи.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» - подчеркивал В.А.Сухомлинский.
Почему очень важно развивать мелкие движения (мелкую моторику) кистей рук ребенка. Ответ кроется в строении головного мозга. Моторная речевая зона является частью двигательной области головного мозга (эта область отвечает за все наши двигательные навыки). И если нарушена или недостаточно развита вся двигательная область, то страдает и речевая зона. Особенно она страдает, если слабо развиты мелкие движения кисти руки. «Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук» - писала в своих исследованиях М.М. Кольцова.
Ученые уже очень давно, еще в прошлом столетии, сделали вывод о важности и необходимости специального развития мелких движений рук ребенка, но еще раньше, на интуитивном уровне, к этому выводу пришла народная педагогика.
В глубокую старину с младенцами играли в «ладушки – ладушки», «сороку – белобоку», «козу рогатую» и т.д. такие игры массировали ручки ребенка, заставляли их двигаться. Тем самым активизировали двигательную область головного мозга, а в ней речевую зону, следовательно, развивали речь малыша.
Современные родители тоже много слышали о том, как полезно для ребенка развивать мелкие движения кистей рук. Их необходимо развивать еще и для того, чтобы подготовить кисть ребенка к особой двигательной функции – к письму. Письмо отличается от рисования, в нем необходимо довести двигательные навыки до автоматизма. Процесс письма состоит из ритмичных движений напряжения и расслабления мышц кисти. Эта ритмичная смена движений вызывает большую трудность у детей: рука либо очень напряжена, отчего ребенок быстро устает, либо чересчур расслаблена, что сказывается на качестве письма.
Сейчас в продаже имеется много тетрадей и прописей для дошкольников. Родители покупают их и начинают работать с 4-5 летним ребенком, не задумываясь, а готов ли их малыш к обучению письму. Зачастую нет!
Давайте вместе готовить их пальчики к этому важному процессу.
Что рекомендует программа, по которой занимаются дети в нашем детском саду:
- Во-первых, развивать тактильные (осязательные) ощущения.
- Во-вторых, играть с детьми в пальчиковые игры.
- В-третьих, развивать их ручную умелость.
Не пугайтесь, здесь нет ничего трудного и невыполнимого.
- Что значит, развивать тактильные ощущения? Это значит, учить детей обследовать предметы на ощупь, с помощью пальчиков. Определять форму предмета, его качества (гладкий, шероховатый, мягкий…); материал, из которого предмет сделан (деревянный, металлический, резиновый…); величину (тонкий, толстый, узкий, маленький, большой).
Очень хорошо для этого поиграть в игру «Чудесный мешочек» Это игра по степени сложноти имеет несколько вариантов.
1 вариант.
Перед началом игры предагаете детям посмотреть и потрогать те предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в « Чудесный мешочек», вы предлагаете ребенку опустить руку в мешочек и:
- найти предмет, который называет взрослый;
- нащупать один из предметов, назвать его, после того достать предмет из мешочка;
- взрослый может назвать предмет (шишка, пуговица …), назвать только форму (достань круглый предмет…), назвать только качество (достань деревянный предмет…), назвать только величину.
2 вариант (более сложный)
Перед началом игры взрослый предлагает только рассмотреть предметы, которые будут использоваться в игре (предметы в руки ребенку не дают). Затем все проигрывается, как в первом варианте. Количество предметов в мешочке не более 5.
II. Пальчиковые игры имеют немаловажное значение развития мелкой моторики рук ребенка. Их советуем проводить в форме сказок, рассказиков, играя с ребенком.
III. Что значит развивать ручную умелость? Это значит совершенствовать двигательные навыки рук ребенка. Старайтесь, по мере возможности, не застегивать за детей пуговицы, не завязывать шнурки, давайте им в руки ножницы (с тупыми концами), пусть как можно больше вырезают, научите вдергивать нитку в иголку с большим ушком, пусть пришивают пуговицы, давайте перебирать крупу, нанизывать бусы, собирать мозаику. И, конечно, мастерите вместе с детьми!
Домашняя игротека
Игра «Кто построил птичке домик ? »
Рассказ взрослого | показ |
В лесу на опушке стояло дерево. У этого дерева были большие толстые ветки Однажды к этому дереву прилетел дятел, сел на самую высокую ветку и стал ее долбить Сначало дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать погромче. Скоро в дереве появилось дупло. Прилетела к дуплу птичка, крылышками машет, кружит над дуплом Понравилось птичке дупло.Р ешила она свить здесь гнездо. | Одновременно с ребенком показывая: локоть левой руки упирается на поверхность стола, рука поднята вверх. Пальцы напряжены и расставлены в стороны Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки. Пальцы правой руки сложены в виде клюва, ударяют по пальцам левой руки с разной силой, то слабо, то сильнее. Пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый «домик»
Большие пальцы крепко сцеплены, а остальные ритмично движуться как в полете крылья у птиц. |
Можно повторять эту сказку несколько раз, но постепенно содержание можно расширять новыми сюжетами.
Игра «Скакалка»
Эта игра на развитие больших пальцев рук. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Сопровождаем движения словами:
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Захочу, обскачу, Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два, посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.
Я скачу, я верчу новую скакалку
Я скачу, я учу Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два, учатся сестрички.
За спиной день-деньской прыгают кокосички.
Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую.
Игра «Брызги»
Пальцы сжаты в кулочки. С силой выпрямляем пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев. Упражнение выполняется энергично.
Игра «Циркуль»
Дети ставят большой палец на поверхность стола- это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося по окружности.
Игра « Осьминожка»
Пальцы в полусогнутом виде устанавливаються на твердой поверхности и двигаются от себя, потом к себе. Движение пальцев имитируют игру на пианино, но с продвижением вперед - назад.
Это мальчик-осьминог.
У него так много ног.
Успевает он везде:
И в учебе и в труде.
Фантазируйте вместе с детьми. Играя с ними, вы развиваете в ребенке воображение, смекалку, тонкие движения пальцев, тем самым готовите их к письму,
Обогащаете речь, проговаривая все свои действия, воспитываете такие нужные в будущем качества, как усидчивость, аккуратность, учите видеть красоту и удивляться. А ребенок наслаждается так ему необходимым общением с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как умелые рычки язычку помогают"
Конспект занятия, совмещающий совершенствование артикуляционной моторики, грамматического строя речи с развитием мелкой моторики рук. Занятие богато не только количеством наглядного матери...
Консультация для родителей "Как умелые ручки язычку помогали"
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи и подготовки руки к письму....
Как умелые ручки языку помогают
Для родителей и учителей...
Консультация для родителей на тему: "Как умелые ручки язычку помогали"
Данный материал представляет собой консультацию для родителей....
Как умелые ручки язычку помогают
Проект по теме: "Мелкомоторные игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников"....
Развитие мелкой моторики у дошкольников в работе учителя-логопеда. Как умелые ручки язычку помогали.
М.М. Кольцовой доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи пришли к заключению, что трен...
Консультация для родителей "Как умелые руки языку помогают"
Материал для родителей...