Консультация для родителей на тему: "Как умелые ручки язычку помогали"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал представляет собой консультацию для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как умелые ручки язычку помогали | 650 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как умелые ручки язычку помогали»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
М.М. Кольцовой доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи пришли к заключению, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Все это говорит о чрезвычайной важности пальчиковых игр для развития ребенка.
При своей, казалось бы, простоте пальчиковая гимнастика приводит к поразительным результатам:
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. К ним относятся:
- Игры-манипуляции.
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,
«Елка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б–п; т–д; к–г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности,
«Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо–нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмерка» – нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения –разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды» – движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» – движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак,
«Согреем руки» – движения, как при растирании рук.
«Молоточек» – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.
«Рыбки» – кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.
«Осъминожки» – правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
С большим увлечением дети разыгрывают представления в пальчиковом театре.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, можно во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание бусин на тесьму и шариков на стержень;
– игры с мозаикой и разнообразные поделки из соленого теста;
– рисование пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками и рисование на подносе с крупой;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Игр для развития мелкой моторики может быть великое множество. Главное включить фантазию и сочинять новые сюжеты вместе с малышом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как умелые рычки язычку помогают"
Конспект занятия, совмещающий совершенствование артикуляционной моторики, грамматического строя речи с развитием мелкой моторики рук. Занятие богато не только количеством наглядного матери...
Консультация для родителей "Как умелые ручки язычку помогали"
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи и подготовки руки к письму....
Как умелые ручки языку помогают
Для родителей и учителей...
Как умелые ручки язычку помогают
Проект по теме: "Мелкомоторные игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников"....
Развитие мелкой моторики у дошкольников в работе учителя-логопеда. Как умелые ручки язычку помогали.
М.М. Кольцовой доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи пришли к заключению, что трен...
Как умелые ручки язычку помогают.
консультация для родителей о важном значение: развитие мелкой моторики дошкольников....
Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»
Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....