Как умелые ручки языку помогают
статья на тему
Предварительный просмотр:
Как умелые ручки языку помогают.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то , что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.
Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной орган труда во всём его многообразии. В настоящее время уже доказано учёными, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем.
По умелости детской руки сегодня уже можно сделать вывод о его развитии и святая святых – мозга. Как писал Кант: « Рука – это вышедший наружу мозг человека».
Начало развития мышления даёт рука. Если малыш трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, запоминать, различать. Самое главное и удивительное то, что учёными доказано влияние руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области. Всё правильно, ведь и развитие речи идёт в дошкольный период. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя при этом общая моторика может быть в норме или даже выше. Можно провести лёгкий опыт. Ребёнка просят показать один пальчик, или два, или три ( «сделай вот так»)и показать как нужно сделать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются все вместе или , напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Таким образом , не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удаётся.
А вспомните какие мудрые были наши бабушки. С самого рождения детей они играли « Сорока – сорока», « Идёт коза рогатая». И позже давая детям « нужные» задания они тем самым без научных доказательств учили своих детей говорить. Спросите « кто не кормил цыплят ?», а ведь как раз трудятся пальчики. Кто не перебирал горох, гречку и опять руки в труде. Нас пальцы учат говорить.
В возрасте около пяти месяцев ребёнок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, само захватывание предмета он делает не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет большое значение. На шестом месяце движения схватывания становятся точными и уверенными. На седьмом появляются первые слоги ( лепет): да – да – да; Ба – ба – ба; В восемь – девять месяцев малыш уже берёт мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет, и вот уже появляются, вслед за развитием движений пальцев ( не раньше) первые слова. Появляется речь.
Возникает резонный вопрос. Значит и современные сотовые телефоны, и компьютер они тоже развивают речь? Ведь работают как раз пальцы, то есть мелкая моторика. Так вот Японские учёные первыми доказали, и забили тревогу, что игра на сотовых телефонах не развивает речь детей. А дело в том , что при нажимании пальцами на кнопки телефона или клавиатуру компьютера не задействованы нужные рецепторы на подушечках пальцев, соответственно не работают нужные отделы коры головного мозга. Соответственно , дети часто сидящие за телефонами и компьютером не только не стали говорить лучше, а было и замечено ухудшение речи.
Давайте научим пальчики наших детей трудиться правильно. «Пусть умелые ручки язычку помогают!!»
Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, с конструктором, с мозаикой, лепка из глины и пластилина. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Постоянные упражнения: симметричные вырезания аппликаций, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из этих фигурок дети могут сделать аппликации.
Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание координация и точность движений развивается у ребёнка в процессе пришивания пуговиц.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Не подготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому важно развивать в дошкольном возрасте навыки ручной умелости.
Но особо хочется отметить, что важна сама подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители которые уделяют должное внимание к упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики решают сразу две задачи: во - первых развивают интеллект ребёнка, во-вторых готовят к овладению навыком письма.
Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. То есть ребёнок не умеет менять направление линий при помощи тонких движений пальцев. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует, о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Вашему вниманию предлагаю пальчиковые игры, в которых дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук:
«Пять маленьких братцев»
(Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец,
По счёту он пятый,
Зовётся мизинец.
«Фруктовая ладошка»
Это пальчик – апельсин,
(поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показываю ладошками вокруг и на себя)
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре - (Руки сжимают в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (Разводя руками перед собой)
А вот ещё простые и интересные игры делающие руку ребёнка умелой
«Фасолевые ванны» - в коробку насыпьте фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.
«Игра с крупами» Перебирать фасоль и горох, гречку и рис. Развивается усидчивость, внимание и конечно мелкую моторику.
«Мозаика, пазлы, шнуровки» - Сейчас в магазинах развивающих игрушек разнообразный ассортимент.
«Игры с пуговицами и бусинами». Пускай ребёнок расстегивает и застёгивает любимую кофту, сделает красивые бусы маме.
«Прищепки». Ребёнок на верёвку зацепляет и расцепляет прищепки. Минимум затрат и максимум удовольствий.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаю источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как умелые ручки язычку помогали"
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи и подготовки руки к письму....
Консультация для родителей на тему: "Как умелые ручки язычку помогали"
Данный материал представляет собой консультацию для родителей....
Как умелые ручки язычку помогают
Проект по теме: "Мелкомоторные игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников"....
Развитие мелкой моторики у дошкольников в работе учителя-логопеда. Как умелые ручки язычку помогали.
М.М. Кольцовой доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи пришли к заключению, что трен...
Как умелые ручки язычку помогают.
консультация для родителей о важном значение: развитие мелкой моторики дошкольников....
Как умелые руки языку помогают
Почему очень важно развивать мелкие движения (мелкую моторику) кистей рук ребенка. Ответ кроется в строении головного мозга....
Консультация для родителей "Как умелые руки языку помогают"
Материал для родителей...