"Модель и технологии сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ"
методическая разработка по логопедии
Материал содержит характеристику на воспитанника; этапы сопровождения; индивидуальную коррекционно-развивающую программу;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Чапаевск
Тема: «Модель и технологии сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ».
Кирсанова Анастасия Анатольевна
Учитель-логопед
Чапаевск 2021г.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Чапаевск
Психолого-педагогическая характеристика
на Елизавету М. 30.05.2011года рождения
воспитанницу подготовительной к школе группы для детей с ЗПР.
ПМПК от 16.06.2020г. Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.
Возраст: 6 лет
Лиза поступила в ГКОУ для детей-сирот в сентябре 2020г. из семьи.
Процесс воспитания девочки идет под контролем мамы, она интересуется проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом, старается следовать рекомендациям специалистов. У младшего брата Лизы Общее недоразвитие речи I уровня, моторная алалия.
Внешний вид девочки благоприятный. Лиза, легко возбудима, гиперактивна, расторможена в поведении. Контакт с другими детьми и взрослыми затруднен. Периодически отмечаются истерические реакции, агрессивное поведение.
Графо - моторные навыки сформированы на среднем уровне. Ведущая рука правая.
Внимание неустойчивое, его трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Работоспособность у девочки неравномерная. Снижена скорость выполнения перцептивных операций: ребенок испытывает затруднения в обследовании предмета, не проявляет выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегает к практическим способам ориентировки в свойствах предмета.
У ребенка память образная, ее объем ограничен, снижена прочность запоминания, наблюдается неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Для ребенка требуются постоянные повторения и подсказки.
Отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности. У Лизы возникают трудности в формировании сферы образа представлений, умения выделить существенный признак предметов, явлений, части из целого. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Речь девочки немного смазанная, но понятна окружающим. Голос ровный, звонкий. Дыхание свободное. Темп и ритм речи в пределах нормы. Анатомическое строение органов артикуляции без особенностей. Объем, точность выполняемых движений недостаточные, отмечаются незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений. Девочка говорит короткими фразами, диалог не поддерживает. Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта.
Звукопроизношение нарушено. Шипящие заменяет на свистящие. Сонорные звуки отсутствуют. Слоговая структура слова не нарушена. Затруднение вызывают слова сложной слоговой структуры.
Фонематические процессы требуют развития. Девочка может определить заданный звук на фоне других звуков, слогов и слов. Не определяет первый и последний гласный, согласный звук в слове. Не определяет место звука в слове. Не может придумать слово с заданным звуком.
Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих профессии, детенышей животных, транспорт, посуду, мебель.
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. Наблюдаются аграмматизмы при согласовании существительного с числительными 1,2,5, при изменении существительных по падежам. Использует предлоги на, в, за.
Лиза рассказ по сюжетной картине составляет из двух-трех простых предложений. Характерным является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски, фрагментарность изложения. Пересказ затруднен. Только по наводящим вопросам.
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи III уровень речевого развития. Дизартрия легкой степени.
Психофизические особенности | Особые образовательные потребности |
Ребенок гиперактивен, расторможен в поведении. Контакт с другими детьми и взрослыми затруднен. Периодически отмечаются истерические реакции, агрессивное поведение. | Индивидуальные занятия с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с детьми и взрослыми |
Недостаточное развитие графо-моторных навыков | Специальные упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие зрительно-пространственной координации, на развитие пространственно-графической ориентации, развитие направленных движений руки. |
Неустойчивое внимание, объем памяти ограничен, снижена прочность запоминания | Совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти). |
Снижена работоспособность | В сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов. |
Недостаточное развитие артикуляционной моторики | Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. |
Нарушено звукопроизношение | Необходима коррекция звукопроизношения. |
Трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры | Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур |
Недостаточное развитие фонематических процессов | Необходимость в специальном обучении основам фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, представлений. |
Недостаточно развита грамматическая сторона речи. Ограниченный словарный запас. Пассивный словарь преобладает над активным. | Необходимость в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования |
Связная речь характеризуется нарушением связности и последовательности рассказа, смысловыми пропусками существенных элементов сюжетной линии. | Необходимость в развитии диалогической и монологической речи. |
Этап сопровождения | Деятельность учителя-логопеда | Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем и другими специалистами |
1.Диагностический | Психолого-педагогическое обследование ребенка. Работа в рамках этого этапа направлена на выявление недостатков и индивидуальных особенностей устной речи детей с интеллектуальными нарушениями. | Обмен информацией, ППк. |
2.Поисково-вариативный | Осуществляется определение целевых ориентиров сопровождения в рамках разрабатываемой индивидуальной программы | - составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы; - составление индивидуального маршрута развития; - план сотрудничества педагогов; |
3.Практико-действенный | Реализация программы индивидуальной коррекционной работы. | Вечерние занятия воспитателя по заданию логопеда; методические консультации логопеда для воспитателя; контроль воспитателя за речью детей в свободное время; осуществление воспитателя связи логопеда с родителями; Выступления на методических объединениях педагогов, педсоветах, совещаниях; индивидуальные консультации; открытые мероприятия. |
4.Аналитический | Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения | Концепция дальнейшего сопровождения |
Практико-действенный этап
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для воспитанницы подготовительной к школе группы для детей с ЗПР Елизаветы М.
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для личностного развития ребенка с СНР, ЗПР, что способствует освоению адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Задачи:
I.Коррекционно-образовательные задачи.
- Развитие первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
II.Коррекционно – развивающие задачи.
-Развитие устойчивости и концентрации внимания.
-Развитие объема памяти, прочности запоминания, точности воспроизведения.
-Развитие наглядно-образного мышления: обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, соотношения между словом и образом.
-Развитие самостоятельной, развернутой связной речи
III. Коррекционно – воспитательные задачи.
-Развитие любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование умения, вести себя организованно, в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе.
- Формирование способности к волевым усилиям, к социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Ведущей формой обучения ребенка с СНР являются подгрупповые и индивидуальные занятия.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Елизаветы М. 30.05.2014 г.р.
воспитанницы подготовительной группы «Теремок» для детей с ЗПР
Период | Основные направления коррекционно – развивающей работы | Реализация |
Сентябрь-декабрь, 2020г. | I. Развитие понимания речи: 1.Формировать понимание обобщающего значения слов 1. 1«Покажи, где?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Бывает не бывает» (по лексическим темам); II.Развитие произносительной стороны речи: 1.Развитие точных, целенаправленных движений органов артикуляции. Подготовка к постановке шипящих звуков. 1.1 Знакомство с органами артикуляции (язык, губы, зубы, небо, нижняя челюсть, бугорки за верхними зубами) 1.2 «Сказка о веселом язычке» 1. 3Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лягушка – хоботок», «Воронка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чашечка» 2. Развитие целенаправленной, воздушной струи. 2.1 Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания: «Фокус», «Погреем ладошки», «Сдуй снежинку». 3. Постановка звуков [ш], [ж] 4.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, связной речи. 4. 1 Игры на звукоподражание. Произнесение слогов, слов, предложений. Работа с игровым материалом, картинками. Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов, скороговорок. 5.Дифференциация поставленных звуков в речи. 6.Подготовка к постановке звука [л]. 6.1 Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язык», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Индюк», «Пароход». 7.Постановка звука [л] 7. 1«Пароход гудит», «Поймаем звук Л». 8.Автоматизация поставленного звука в речи. 8.1 Игры на звукоподражание. Произнесение слогов, слов, предложений. Работа с игровым материалом, картинками. Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов, скороговорок. |
Где круг – реализовано полностью Квадрат – реализовано частично Треугольник – не реализовано |
III.Развитие лексико –грамматических средств языка: 1.Обогащение словаря существительных (по лексическим темам). 1.1 Речевые игры: «Кто это или что это?», «Разложи картинки», «Найди картинку», «Чьи детки?», «Поможем кукле», «Кто это?», «Кто, что делает?», «Четыре слова», «Ассоциации». 2.Обогащение словаря глаголов. 2.1 Речевые игры: «Что какие звуки издает?», «Отгадай, что это за животные?», «Скажи наоборот», «Что этот предмет может делать?», «Подскажи словечко». 3.Обогащение словаря признаков. 3.1 «Скажи, наоборот», «О чем так говорят?», «Подскажи словечко», «Найди ошибку», «Объясни». 4.Учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные. 4.1 Д /и «Что из чего?», «Веселый повар», «Чей хвост?», «Чей? Чья? Чье?», «Волшебные превращения», «Фантастический зверь». 5.Учить образовывать родительный падеж множественного числа имени существительного. 5.1 Д /и «Чего не стало», «Чего не хватает Мише чтобы пойти на прогулку?», «Петрушкины команды», «Подбираем рифмы». 6. Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже. 6.1 Д /и «Один – два», «Посчитай – ка до 5», «Было – стало», «Веселые числа», «Рыбалка», «Я увидел», «Чего не стало?», «Чего не хватает на рисунке?», «Что с чем?», «Мечты». IV. Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков: 1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. 1.1 Картотека игр для пальчиковой гимнастики; картотека игр с использованием Су-джок шаров (по лексическим темам); камешки Марблс; 2.Развитие зрительно-моторных координаций. 2.1 Игры: «Лабиринты», «Палочки – моталочки», «Пройди по дорожке», «Ловец мыльных пузырей». Игры с природными материалами (камешки, ракушки). V.Развитие фонематических процессов: 1.Учить различать гласные и согласные звуки. 1.1 Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Три веселых сундучка»; игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»; игра «Разноцветные мячики»; 2.Учить выделять первый и последний гласный и согласный звук в словах. 2.1 Д/и «Звуковые прятки»; Д/и «Эхо»; Д/и «Магазин»; «Кто первый?»; «Звук потерялся»; «Найди картинке свое место». 3.Учить дифференцировать звуки близкие по артикуляционным и акустическим свойствам. 3.1 Д/и «Рассели животных», «Собери цветок». 4.Учить последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. 4.1 «Найди место звука в слове»; «Слова»; «Собери слово» VI.Развитие зрительного восприятия: Дидактические упражнения: -узнавание предмета по контурному изображению; - нахождение различий в двух предметных картинках; - узнавание предметов наложенных друг на друга; - узнавание зашумленных предметов; - определение того, что неправильно нарисовал художник; |
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Формы, методы и приемы обучения | Предложения по коррекции |
Организационный момент | Организация и подготовка ребенка к активной работе | Слушает педагога, выполняет инструкции. Положить руки на стол, выпрямить спину. Собирает разрезную картинку. | Вот занятие началось, все в порядок привелось. Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! Собери картинку и узнаешь кто пришел к нам сегодня на занятие (змея). | |
Сообщение темы | Сегодня мы будем учиться шипеть как змея. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"
Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...
Выступление на Краевом окружном семинаре-совещании «Управление изменениями. Планирование и достижение образовательных результатов как ресурс развития территории». Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....
Схема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
В данном материале представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияОдна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении п...
Сопровождение ребенка с ТНР в условиях инклюзивного образования. Дошкольная образовательная организация.
В статье рассмотрены вопросы инклюзии детей дошкольного возраста с ТНР....