НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе на тему: "Дикие и домашние животные. Драматизация сказки "Лесные яблоки".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьесберегающие технологии:пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сказкатерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ
детский сад «Диалог»
_______________________________________________________________________
КОНСПЕКТ НОД
по развитию речи, в логопедической
подготовительной группе
на тему: «Дикие и домашние животные. Драматизация сказки «Лесные яблоки».
Выполнила: учитель-логопед
Пустобрикова С.В.
г. Владикавказ, 15.12. 2021 г.
Цель: Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие детей с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьезберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сказкотерапия.
Задачи:
1. Образовательная. Учить дифференцировать понятия: дикие и домашние животные; совершенствовать форму речи на протяжении всего занятия; обучать детей драматизации небольших сказок; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
2. Развивающие. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
3. Воспитательные. Формировать дружеское доброжелательное отношение между детьми, воспитывать умение слушать своего сверстника не перебивая его.
Оборудование: Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь №4, простые и цветные карандаши, карточки с изображением домашних и диких животных, магнитная доска, гласные буквы, схемы деления слова на части, атрибуты для драматизации сказки «Лесные яблоки».
Ход НОД
I . Вводная часть.
Логопед: Мои дорогие юные друзья. Я приглашаю вас и ваших родителей сегодня в мою страну Речи! Мне так хотеться узнать, чему же вы научились на занятиях по развитию речи и грамоте. В стране красивой речи вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Желаю вам всем сегодня удачи! Начнем…..
Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик я – это вся моя семья»
Артикуляционная гимнастика (выполняют), дифференциация звуков: с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, в-л, л-ль.
Скороговорки:
- Су-су-су - Белку видели в лесу.
Са-са-са - Вот бежит леса.
- Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
- За-за-за – капусту ест коза.
Зу-зу-зу – прогоните вы козу.
- У зайки Бубу заболели зубы.
- Зайка серый умывается. Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.
- Саша спрашивает: «Ежик, еж, ты мне платьице сошьешь? Повернувшись не спеша, еж ушел от малыша».
- Зайчишка-трусишка в огород забежал,
Капусту нашел, сидит и грызет; вдруг слышит:
Хозяин идет, - и в лес от него побежал.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?
II. Основная часть.
Лексико-грамматические игры.
1.Д/и « Назови одним словом» (дикие – живут в лесу, домашние – живут дома с человеком).
2. Д/и «Назови семью»
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок) и др.
Папа –пес, мама- …(собака), детеныш-… (щенок)
Папа –кот, мама-…(кошка), детеныш -… (котенок)
Папа – конь, мама - ..(лошадь), детеныш- … (жеребенок) и др.
3. Д/и «Кто где живет?»
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр и др.
Собака живет…. в конуре, свинья….в свинарнике, лошадь…. в конюшне, корова – в коровнике (хлеву), кошка …. в доме с человеком и др.
4. Д/и «Кто чем питается?»
-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено), корова, лошадь, овца.
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных), собака, кошка (рыбу, мясо).
5. Д/и «Узнай зверя по описанию»
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
- Верная, быстрая, лохматая, черная или белая. (собака)
- Ласковая, пушистая, нежная, серая или белая…. (кошка).
- Сильная, красивая, быстрая, стройная…. (лошадь).
- Смешная, щетинистая, грязная, толстая…. (свинья).
6. Д/и «Кто как голос подает?»
- Что делает волк - …(воет) - ууу
- Что делает лиса - … (тявкает) – тяф-тфф
- Что делает медведь - … (ревет) - ррр
- Что делает белка - … (цокоет) – цок-цок
-Что делает собака - …. (лает) – гав-гав
- Что делает кошка -…. (мурлычит) – мур-мур- мяу.
- Что делает лошадь -… (ржёт) – иго-го.
- Что делает свинья - …(хрюкает) – хрю-хрю.
- Что делает коза … (блеет) – ме-е.
7. Д/и «Назови ласково»
Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,
лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.
Собака-собачка, кошка- кошечка, лошадь-лошадка, коза-козочка, свинья-свинюшка, и т.д.
8. Д/и «Один - много»
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
Собака-собаки-много собак, кошка-кошки- много кошек;
Лошадь-лошади-много лошадей и др.
9. Д/и «Посчитай от одного до пяти»
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
Одна собака- три собаки-пять собак; Одна кошка-три кошки- пять кошек и др.
10. Д/и «Кому принадлежит»
Перья, клюв- птице; грива- лошади, льву, ослу, зебре; сумка-кенгуру; усы-кошке, тигру, леопарду; зайцу; панцирь- черепахи; иголки-ежику; щетина- свинье; белый или серый мех- зайцу; шерсть- собаки, кошке, медведю и др; кожа- лошади, зебре, оленю , четыре лапы (ноги) - животному, две ноги- птице, гнездо- … птице, и др.
11. Д/и «Деление слова на части»
Слова: бык, лиса, ёж, корова, баран, коза, лошадь, сорока, медведь, мышка, животные.
Логопед: Сколько гласных звуков в слове, столько и частей. (делят на части и называют десять гласных букв).
12. Д/и «Определи первый звук в слове»
Слова: мышка, заяц, сорока, коза, баран, лиса, животное, белка, собака, белка, черепаха. хвост, голова, лапы, щетина, олень, лось, иголки.
Физминутка: «Снежок» (Имитация игры в снежки под текст)
Снег глубокий я найду и слеплю снежочек.
Вот сейчас я попаду, берегись дружочек!
Практическая работа в грамматической тетради №4 Е.М. Косинова , стр. 22-25.
Учимся и закрепляем притяжательные прилагательные.
III часть Заключительная
Д/и «Четвертый лишний»
Сорока, волк, медведь, заяц.
Кошка, собака, еж, лошадь.
Свинья, корова, коза, воробей. (называют, объясняют).
Драматизация сказки «Лесные яблоки»
Сорока: Я, сорока – белобока, яблок набрала в лесу,
Целую корзину яблок я на ярмарку несу!
Продам лесные яблоки, да пройдусь по ярмарке,
Бусы, серьги, брошь куплю, всех соседок удивлю!
К сороке подбегает мышка.
Мышка: Ой, как фрукты хороши, я б поела от души,
И купила яблок деткам, только жаль, что нет монеток.
Сорока: Ладно, мышка, так возьми, и мышатам отнеси,
Пусть полакомятся крошки сочным яблоком немножко!
Сорока даёт мышке 1 яблочко. Мышка уходит. Выходит заяц.
Заяц: Ух, ты! Яблочки, какие - спелые да наливные,
Я бы яблочко купил и зайчиху угостил!
Только жаль, что денег нету, растерял я все монеты!
(Выворачивает карманы, показывает, что в них пусто.)
Сорока: Если б меньше ты скакал, денежки не растерял!
Ладно, просто так возьми, и зайчихе отнеси.
Сорока даёт зайцу яблоко. Заяц убегает. Выходит медведь.
Медведь: Чую яблочками пахнет! Хороши они на вид!
Яблок спелых цвет и запах возбуждает аппетит!
Мне малина надоела, я поел бы яблок спелых,
Только жаль, что денег нету, поистратил все монеты,
На зиму купил подушку, да ещё медку кадушку.
Сорока: Не печалься, косолапый, протяни, скорее лапу,
Яблочко возьми лесное, спелое и наливное,
Мне для друга своего, поверь, не жалко ничего!
Сорока даёт медведю яблоко. Медведь уходит. Выходит лиса, на ней бусы, серьги, брошь.
Лиса: Ой, сорока, насмешила, яблочки все раздарила,
Ничего не продала, просто так всё отдала,
Я - лиса, хитрей была, все товары продала,
Много денег накопила – серьги, бусы, брошь купила,
Шубка новая на мне, приоделась я к зиме!
А ты, сорока, зря старалась, с пустой корзинкою осталась!
Звери яблочки забрали и спасибо не сказали!
Сорока: Не пуста ещё корзинка, осталось яблочко одно,
Что с одним я буду делать? На, возьми, лиса его!
Кушай яблочко лесное и не смейся надо мной!
Ничего я не купила, зато друзей всех угостила!
Выбегают звери. У каждого свой подарок сороке.
Мышка: Вот, сорока, погляди, принесла я колоски,
Собирали их мышата, мои дружные ребята.
Я тебе их подарю, за яблочки благодарю!
А ещё мышата –крошки сшили для тебя сапожки
Кладёт колоски и сапожки сороке в корзинку.
Заяц: Наварили зайцы щей, из свежих, вкусных овощей!
Вот, горшочек щей возьми, на здоровье, кушай щи!
Отдаёт сороке горшочек со щами.
Медведь: Я решил с тобой, сорока, мёдом поделиться,
Мёд душистый, липовый зимою пригодится!
Отдаёт сороке бочонок с мёдом.
Лиса: Вот так, звери! Удивили! Все сороку одарили!
Надо бы и мне - лисе, так же поступить, как все!
Бусы, серьги, брошь отдам, как положено друзьям!
Пусть не будет украшенья, зато будет уваженье!
Отдаёт сороке бусы, серьги, брошь.
Медведь: Правильно, лиса, решила! Нашу дружбу заслужила!
Сорока: Всем спасибо говорю, от души благодарю!
Приглашаю всех домой, после ярмарки лесной.
Мы на славу угостимся и ещё повеселимся!
Логопед: Всем спасибо! Ребята, вы сегодня - все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные».
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные»....
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные».
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группена тему: «Дикие животные».Цель: Расширить знания детей о диких животных.Задачи:Дополнить представления детей о диких животных;Учи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе по теме «Дикие животные».
Расширяем знания детей о диких животных....
Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»
Цель: закреплять представление о названиях диких животных и их детёнышей...
НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Дикие животные»
Цель: обобщение представлений детей о диких животныхЗадачи: 1. Закрепить знания детей о жизни диких животных, месте их обитания;2. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с живот...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»...
Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: "Дикие животные зимой"
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой.Задачи:*упражнять в подборе прилагательных к существительному;*упражнять в образовании однокоренных слов;*упражнять в о...