НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе на тему: "Дикие и домашние животные. Драматизация сказки "Лесные яблоки".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

  Пустобрикова   Светлана  Владимировна

Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьесберегающие технологии:пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сказкатерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ

детский сад «Диалог»

_______________________________________________________________________

КОНСПЕКТ НОД

по развитию речи, в логопедической

подготовительной группе

на тему: «Дикие  и домашние животные. Драматизация сказки «Лесные яблоки».

Выполнила: учитель-логопед

Пустобрикова  С.В.

 

г. Владикавказ, 15.12. 2021 г.

Цель:  Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие детей с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьезберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сказкотерапия.

Задачи:

1. Образовательная. Учить дифференцировать понятия: дикие и домашние животные; совершенствовать форму речи на протяжении всего занятия; обучать детей драматизации небольших сказок; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

2. Развивающие.  Развитие связной грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

3. Воспитательные.  Формировать дружеское доброжелательное отношение между детьми, воспитывать умение слушать своего сверстника не перебивая его.

Оборудование:  Е.М. Косинова   Грамматическая тетрадь №4, простые и цветные карандаши,  карточки с изображением домашних и диких животных, магнитная доска, гласные буквы, схемы деления слова на части, атрибуты для драматизации сказки «Лесные яблоки».

Ход НОД

I .  Вводная часть.

Логопед: Мои дорогие юные друзья. Я приглашаю вас и ваших родителей сегодня в  мою страну Речи! Мне так хотеться узнать, чему же вы научились на занятиях по развитию речи и грамоте. В стране красивой речи вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Желаю вам всем сегодня удачи!  Начнем…..

Пальчиковая гимнастика.                 «Этот пальчик – дедушка,

                                        Этот пальчик – бабушка,

                                        Этот пальчик - папа,

                                        Этот пальчик – мама,

                                        Этот пальчик я – это вся моя семья»

Артикуляционная гимнастика (выполняют), дифференциация звуков: с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, в-л, л-ль.

Скороговорки:

- Су-су-су - Белку видели в лесу.

   Са-са-са - Вот бежит леса.

- Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

- За-за-за – капусту ест коза.

  Зу-зу-зу – прогоните вы козу.

- У зайки  Бубу  заболели  зубы.

-  Зайка серый умывается. Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

- Саша спрашивает: «Ежик, еж, ты мне платьице сошьешь? Повернувшись не спеша, еж ушел от малыша».

- Зайчишка-трусишка в огород забежал,

Капусту нашел, сидит и грызет; вдруг слышит:

Хозяин идет, - и в лес от него побежал.

- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Черепаха, не скучая,  час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

II. Основная часть.

Лексико-грамматические игры.

1.Д/и « Назови одним словом»  (дикие – живут в лесу, домашние – живут дома с человеком).

2. Д/и  «Назови семью»

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок) и др.

Папа –пес, мама- …(собака), детеныш-… (щенок)

Папа –кот, мама-…(кошка), детеныш -… (котенок)

Папа – конь, мама - ..(лошадь), детеныш- … (жеребенок) и др.

3. Д/и «Кто где живет?»

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр и др.

Собака живет…. в конуре, свинья….в свинарнике, лошадь…. в конюшне, корова – в коровнике (хлеву),  кошка …. в доме с человеком и др.

4. Д/и «Кто чем питается?»

-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено), корова, лошадь, овца.

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных), собака, кошка (рыбу, мясо).

5.  Д/и «Узнай зверя по описанию»

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

- Верная, быстрая, лохматая, черная или белая. (собака)

- Ласковая, пушистая,  нежная, серая или белая…. (кошка).

- Сильная, красивая, быстрая, стройная…. (лошадь).

- Смешная, щетинистая, грязная, толстая…. (свинья).

 

6. Д/и «Кто как голос подает?»

- Что делает волк - …(воет) - ууу
- Что делает лиса - … (тявкает) – тяф-тфф
- Что делает медведь - … (ревет) - ррр
- Что делает белка - … (цокоет) – цок-цок

-Что делает собака - …. (лает) – гав-гав

- Что делает кошка -…. (мурлычит) – мур-мур- мяу.

- Что делает лошадь -… (ржёт) – иго-го.

- Что делает свинья - …(хрюкает) – хрю-хрю.

- Что делает коза … (блеет) – ме-е.

7. Д/и «Назови ласково»

Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

Собака-собачка, кошка- кошечка, лошадь-лошадка, коза-козочка, свинья-свинюшка, и т.д.

8. Д/и «Один - много»

Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

Собака-собаки-много собак,  кошка-кошки- много кошек;

Лошадь-лошади-много лошадей и др.

9. Д/и «Посчитай от одного до пяти»

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

Одна собака- три собаки-пять собак; Одна кошка-три кошки- пять кошек и др.

10. Д/и «Кому принадлежит»

Перья, клюв- птице;  грива- лошади, льву, ослу, зебре; сумка-кенгуру; усы-кошке, тигру, леопарду; зайцу; панцирь- черепахи; иголки-ежику; щетина- свинье; белый или серый мех- зайцу; шерсть- собаки, кошке, медведю и др; кожа-  лошади, зебре, оленю , четыре лапы (ноги) -  животному, две ноги- птице, гнездо- … птице,  и др.  

11. Д/и «Деление слова на части»

Слова:  бык, лиса, ёж, корова, баран, коза, лошадь, сорока, медведь, мышка, животные.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове, столько и частей. (делят на части и называют десять гласных букв).

12. Д/и «Определи первый звук в слове»

Слова: мышка, заяц, сорока, коза, баран, лиса, животное, белка, собака, белка, черепаха. хвост, голова, лапы, щетина, олень, лось, иголки.

Физминутка: «Снежок» (Имитация игры в снежки под текст)

Снег глубокий я найду и слеплю снежочек.

Вот сейчас я попаду, берегись дружочек!

Практическая работа в грамматической тетради №4  Е.М. Косинова ,  стр. 22-25.

Учимся и закрепляем притяжательные прилагательные.

III часть Заключительная

Д/и «Четвертый лишний»

Сорока, волк, медведь, заяц.

Кошка, собака, еж, лошадь.

Свинья, корова,  коза, воробей. (называют, объясняют).

Драматизация сказки «Лесные яблоки»

Сорока:        Я, сорока – белобока, яблок набрала в лесу,

Целую корзину яблок я  на ярмарку несу!

Продам лесные яблоки, да пройдусь по ярмарке,

Бусы, серьги, брошь куплю, всех соседок удивлю!

К сороке подбегает мышка.

Мышка:        Ой, как фрукты хороши, я б поела от души,

И купила  яблок деткам, только жаль, что нет монеток.

Сорока:        Ладно, мышка, так возьми, и мышатам отнеси,

Пусть полакомятся крошки сочным яблоком  немножко!

Сорока даёт мышке 1 яблочко. Мышка уходит. Выходит заяц.

Заяц:        Ух, ты! Яблочки, какие  - спелые да наливные,

               Я бы яблочко купил и зайчиху угостил!

               Только жаль, что денег нету, растерял я все монеты!

(Выворачивает карманы, показывает, что в них пусто.)

Сорока:        Если б меньше ты скакал, денежки  не растерял!

                Ладно, просто так возьми, и зайчихе отнеси.

Сорока даёт зайцу яблоко. Заяц убегает. Выходит медведь.

Медведь:        Чую  яблочками пахнет! Хороши они на вид!

                Яблок спелых цвет и запах возбуждает аппетит!

                Мне малина надоела, я поел бы яблок спелых,

                Только жаль, что денег нету, поистратил все монеты,

                На зиму купил подушку, да ещё медку кадушку.

Сорока:        Не печалься, косолапый, протяни, скорее лапу,

                Яблочко возьми лесное, спелое и наливное,

                Мне для друга своего, поверь, не жалко ничего!

Сорока даёт медведю яблоко. Медведь уходит. Выходит лиса, на ней бусы, серьги, брошь.

Лиса:        Ой, сорока, насмешила, яблочки все  раздарила,

                Ничего не продала, просто так всё отдала,

                Я  - лиса,  хитрей была, все товары продала,

                Много денег накопила – серьги, бусы, брошь купила,

                Шубка новая на мне, приоделась я к зиме!

                А ты, сорока, зря старалась, с пустой корзинкою осталась!

                Звери яблочки забрали и спасибо не сказали!

Сорока:        Не пуста ещё корзинка, осталось яблочко одно,

                Что с одним я буду делать?  На, возьми, лиса его!

                Кушай яблочко лесное и не смейся надо мной!

                Ничего я не купила, зато друзей всех угостила!

Выбегают звери. У каждого свой подарок сороке.

Мышка:        Вот, сорока, погляди, принесла я колоски,

                Собирали их мышата, мои дружные ребята.

                Я тебе их подарю, за яблочки благодарю!

                А ещё мышата –крошки сшили для тебя сапожки

Кладёт  колоски и сапожки сороке в корзинку.

Заяц:        Наварили зайцы щей, из свежих, вкусных овощей!

Вот, горшочек щей возьми, на здоровье, кушай щи!

Отдаёт сороке горшочек со щами.

Медведь:        Я решил с тобой, сорока, мёдом поделиться,

                Мёд душистый, липовый зимою пригодится!

Отдаёт сороке бочонок с мёдом.

Лиса:        Вот так, звери! Удивили! Все сороку одарили!

                Надо бы и мне  - лисе, так же поступить, как все!

                Бусы, серьги, брошь отдам, как положено друзьям!

                Пусть не будет украшенья, зато будет уваженье!

Отдаёт сороке бусы, серьги, брошь.

Медведь:        Правильно, лиса, решила! Нашу дружбу заслужила!

Сорока:        Всем спасибо говорю, от души благодарю!

                Приглашаю всех домой, после ярмарки лесной.

                Мы на славу угостимся и ещё повеселимся!

 

 Логопед:  Всем спасибо! Ребята, вы сегодня -  все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные».

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные»....

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные».

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группена тему: «Дикие животные».Цель: Расширить знания детей о диких животных.Задачи:Дополнить представления детей о диких животных;Учи...

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»

Цель: закреплять представление о названиях диких животных и их детёнышей...

НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Дикие животные»

Цель: обобщение представлений  детей о диких животныхЗадачи: 1. Закрепить знания детей о жизни диких животных, месте их обитания;2. Расширять кругозор детей через  ознакомление детей с живот...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: "Дикие животные зимой"

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой.Задачи:*упражнять в подборе прилагательных к существительному;*упражнять в образовании однокоренных слов;*упражнять в о...