ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности Азбуковедение «Веселые буквы»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбуковедение "Веселые буквы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbukovedenie.docx | 97.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования Кореновский район
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 38
Муниципального образования Кореновский район
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МДОБУ
от « » августа 2020 г. Детский сад № 38
МО Кореновский район
___________ С.Л. Бурлакова
Протокол № 1 Приказ .
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
Азбуковедение «Веселые буквы»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: (36 часов)
Возрастная категория: 6-7 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Джафарова Тамара Ивановна
педагог дополнительного образования
г. Кореновск, 2020
ВВЕДЕНИЕ
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой ступени образования.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа призвана решить проблему правильного обучения грамоте. В основе лежит авторская Программа дополнительного образования детей по обучению чтению с использованием методики логопеда Олеси Станиславовны Жуковой. Её программа сочетает в себе традиционные и оригинальные логопедические принципы обучения грамоте.
Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомиться и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача - запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.
Особенностью курса является использование и слогового принципа русской графики. Слог выступает единицей письма, в котором написание (чтение) гласной и согласной букв взаимообусловлено и представляет цельный графический элемент.
Принцип индивидуальности .Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.
минут. Форма организации занятий: подгрупповая. Общее годовое количество часов – 36.
Адресат программы: учащиеся старшего дошкольного возраста 6-7 лет мальчики и девочки без предварительной подготовки, не зависимо от способностей и уровня общего развития. Группы формируются из одновозрастных учащихся не менее 12 человек в группе.
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение «Веселые буквы предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок обучения по программе – 1 год.
Продолжительность образовательного процесса - 36 часов.
Форма обучения: при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Азбуковедение «Веселые буквы»» применяется очная форма обучения, занятия имеют практический характер.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25- 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Цель программы – научить детей грамоте и печатному письму.
Задачи
Развивающие:
- Развивать желание читать;
- Развивать потребность в грамотности;
- Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
Обучающие:
- Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- Тренировать навык беглого чтения;
- Прививать любовь к книге;
- Обогащать словарный запас и развивать речь;
- Научить ориентироваться на странице в тетради;
- Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к книге;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы
№ по п/п | Наименование темы | Всего часов | Теоретических | Практических |
1. | “Поющие гномики” (знакомство с гласными звуками) | 6 | 2 | 4 |
2. | Согласные звуки | 10 | 2 | 8 |
3. | «Играем и учимся» | 4 | 1 | 3 |
4 | “Готовим руку к письму” | 4 | 1 | 3 |
6. | “Учимся писать” (печатание) | 8 | 1 | 7 |
7. | «Как хорошо уметь читать» | 4 | 1 | 3 |
Содержание учебного плана.
Содержание дополнительной образовательной программы:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5.Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6.Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7.Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- составлять графическую схему предложения.
Раздел 2 «Комплекс организационно -педагогических условий, включающий формы аттестации».
Условия реализации программы:
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Азбуковедение «Веселые буквы»» необходимо:
Материально – техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы «Азбуковедение «Веселые буквы»» обеспечены необходимые условия в течение всего периода:
1.Учебный класс в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;
2. Касса букв и слогов;
3.Слоговые окошечки;
4.Пенал для звукового анализа слова;
5.Карта-схема для звукового анализа слова;
6.Тетрадь для печатания слов;
7.Цветные карандаши
Информационное обеспечение.
1. Интерактивная доска.
2. Ноутбук, флеш - носители.
3. Аудио-, видеотека,
Методические материалы. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Игровые занятия привлекают детей, вызывают у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организуют и повышают их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Игровые упражнения, игры и задания
1.«Узнай звук»
2. «Слоговое лото»
3.«Дополни слог, слово»
4.«Напиши кружочками»
5.«Слушай хлопки»
6.«Назови одним словом»
7.«Волшебный мешочек»
8.«Крылатое слово»
9.«Один – много»
10.«Звуковая цепочка»
11.«Рифмы»
12.«Рассыпанное слово»
13.«Синий – зелёный»
14.«Повтори, не ошибись!»
15.«Заколдованные слова»
16.«Найди букву»
17.«Назови ласково»
18.«Измени слово»
19.«1-3-5»
20.«Закончи слово, предложение»
21.«Анаграммы»
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Литература:
1.Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 г.
2. .Программа «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е. И. Мошковой, 2008 г., программа дополнительного образования детей «Гармония» (ритмика и пластика на сцене) - автор-составитель - Никифоров П.А., 2010 г.
3. Журнал «Музыкальная палитра» Изд. С. – Петербург (2008 -2009 г.г.)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/
- Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
- http://www.1september.ru
- www.dance-city.narod.ru
- www.danceon.ru
Электронные ресурсы:
- Презентации «Музыкальные игры».
- Презентации физминуток по римике.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Игры на знакомство.
Представленные игры помогают ребятам познакомиться, наладить взаимодействие внутри коллектива. Эти игры помогают сформировать благоприятный психологический климат, поднимают общий тонус, способствуют возникновению традиций.
Снежный ком.
В игре принимают участие 12-16 человек, но можно и больше (35-40).
Задачи игры – поименно (под музыку) представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, мяч и т. д.).
Ведущий (под музыку, на сильную долю такта) называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т.д. Труднее всего придется последнему игроку – он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.
Замечания:
* Можно усложнить правила игры: если участник ошибается при повторении имен, попросить его назвать все имена сначала. Но подумайте, так ли уж это необходимо.
* Когда в эту игру играют младшие дети (5-7 лет), то им необходима помощь взрослого, так как они часто не способны самостоятельно справиться с заданием.
* В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.
Одеяло.
Участники делятся на две команды, располагаясь напротив друг друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат педагоги. Из каждой команды, к одеялу, с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал имя партнера, забирает его к себе в команду. Побеждает команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т.е. та команда, которая знает больше имен.
- Замечания:
Педагог должен следить за тем, чтобы игра не затянулась и не надоела, т.е. вовремя ее закончить, если дети устали.
Игра – пантомима.
Оборудование: картинки с различными животными.
Ход игры: Каждому ребенку раздаются картинки с изображениями различных животных. Их задача - по очереди, максимально допустимо под музыку изобразить движениями (без звуков) попавшего животного.
Сюжетные игры.
«Мышки».
Оборудование: обручи (норки), мячи (сушки), барабан (гром).
Ход игры: В «норках» сидят дети - мышки, гром сидит на стульчике в углу. «Вышли мышки на опушку» - на цыпочках идут из леса на опушку;
«Отыскать хотели сушку» - поставить ладошку ко лбу, ищет сушку;
«Раз, два, три, четыре, пять» - хлопки в ладоши 5 раз;
«Вдруг раздался гром с небес» - присесть, закрыв голову руками; «Убежали мышки в лес» - убежать на место, а гром догоняет. Кого поймали - тот становится громом.
Игры с правилами.
«Хвостики».
Оборудование: платочки
Ход игры: Выбирается водящий (лиса), остальным детям раздаются платочки, из которых делаются «хвостики». Задача детей под музыкальное сопровождение убегать от водящего (лисы) спасая свой «хвостик» различным способом, но «хвост» нельзя трогать руками, прятать далеко в одежду. У кого сорвали платочек - тот выходит из игры.
Игры, носящие соревновательный характер.
«Успей занять остров».
Оборудование: цветные А4 листы (острова).
Ход игры: Дети стоят на одной половине зала, на другой половине лежат разноцветные листочки (острова). Под музыку педагог показывает танцевальные движения, дети повторяют, как только музыка прекращается, нужно быстро занять любой свободный остров. Кому острова не хватило - тот выходит из игры.
Игры, с определенными заданиями.
«Полоса препятствий».
Оборудование: скакалка, листья или снежинки (в зависимости от времени года), мяч-попрыгун.
Ход игры: По очереди, друг за другом проходить проложенную полосу препятствий: прыгать по листьям в «классики»; на носочках двигаться по скакалке; «змейкой», среди ориентиров, прыгать на мяче-попрыгунчике.
Игра «Ёлки-палки».
Под веселую ритмичную музыку дети делают движения:
-«елки-моталки»- на месте из стороны в сторону мотают ногами;
-«елки – палки»- стоят неподвижно, руки вверху, согнуты в локтях;
-«елки - скакалки» - прыгают на месте;
-«елки – кричалки, пугалки».
Игра «Сугроб, горка, каток».
«Сугроб» - сидят на корточках,
«горка» - становятся по парам, руки вверху соединяют,
«каток» - делают круг (круги),
«снежки» - бросаются «снежками»,
«лыжи»- идут по кругу, имитирую ходьбу лыжника.
Игры, на развитие музыкально – ритмического слуха.
«ПОВТОРИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК».
Необходимо сделать карточки с разным ритмическим рисунком на всех участников. Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывает ритмический рисунок, который изображен на ней. Сначала это делает педагог. Остальные дети запоминают его, затем педагог закрывает карточку, а дети должны прохлопать или простучать этот ритмический рисунок. Далее выходит другой участник и показывает свою карточку с другим ритмическим рисунком, и т. д., пока все дети не выполнят задания.
Ритмический рисунок представляет собой изображение нот разной длительности без нотного стана. Значит, дети должны, прохлопывая рисунок, произносить ноты. Ноты разной длительности произносятся следующим образом: четвертная нота – та; восьмая нота, равная по длительности половине четвертной – ти; две восьмых – ти-ти; восьмая с точкой (пунктирный ритм) – ти-с; шестнадцатые ноты (обычно используют две шестнадцатых) – ти-ли-ти-ли; половинная нота, равная по длительности четвертной + 1 восьмая, – та (жест четвертной ноты,только немного дольше); целая нота, равная по длительности двум четвертным, – та (ладонь еще дольше задерживается на ладони левой руки).
Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом (карандашом, ручкой и др.), одновременно произнося длительности.
Руководитель должен следить за тем, чтобы все дети произносили и прохлопывали рисунок правильно.
Можно простучать ритмический рисунок каждому игроку индивидуально. Если ребенок не справляется с заданием (не запомнил или неверно прохлопал), нужно задание повторить, или предложить другой, более простой ритмический рисунок. Необходимо повторять упражнение несколько раз, чтобы ребенок в конце концов запомнил ритмический рисунок и смог его воспроизвести, уже не глядя на карточку.
Победителей в этой игре нет. Она развивает у детей способность запоминать показанный рисунок и точно его воспроизводить, а также развивает чувство ритма. Если отмечать победителя, у ребенка можно отбить желание научиться понимать ритмический рисунок, и тем самым затормозить развитие музыкальных способностей.
Метроритм:
1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, затем на карточках найти ритмические имена друг друга;
2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;
3) игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей;
Темп:
1) ходьба и бег в разных темпах;
2) выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке музыки.
Прохлопай свое имя.
Показать детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например.
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.
Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Угадай имя .
Учить детей находить слова к ритмам. Прохлопать в ладоши один из знакомых вариантов ритмизации имен — дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Аня, А-нечка, Анеч-ка, Анюта
Повтори ритм.
Развивать ритмическую память детей: воспроизводить на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Хор часов.
Попробуйте изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого, детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом - «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая — высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Пример:
Колокольный перезвон.
Разделить детей на две группы. Первая группа произносит четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, перезвон», другая группа — произносит восьмыми длительностями слова «тили - тили, тили - тили, колокольный перезвон». Когда слова и ритм будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе — треугольники, второй — колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.
«РИТМИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ».
Для этой игры руководитель подбирает несколько мелодий (каждая небольшого объема: 2 - 3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны прохлопать или протопать ее ритм.
Количество мелодий зависит от общего числа участников игры: на каждого по мелодии. Если ребенок затрудняется определить ритм прослушанной мелодии и правильно его воспроизвести, то право хода переходит к любому другому участнику, который сможет первым определить ритм. Ребенку, не сумевшему простучать ритм данной мелодии, руководитель предлагает прослушать другую мелодию, с более простым ритмическим рисунком. Таким образом, руководитель определяет, у кого из детей слуховая память и чувство ритма развиты хорошо, а у кого слабее. Исходя из этого, концертмейстер, работая с каждым индивидуально, упрощает или усложняет задание.
Усложнить задание можно следующим образом: выбрав какую-нибудь небольшую пьесу, разбить ее на фразы и исполнять отдельно каждую фразу, постепенно приближаясь к финалу произведения. Например, концертмейстер, играет первые такты пьесы, ребенок запоминает их ритмический рисунок и воспроизводит (прохлопывает или простукивает), выделяя сильные и слабые доли, обращая внимание на паузы, акценты.
Затем проигрывается следующая фраза, которую ребенок воспроизводит и соединяет с предыдущей, предварительно прослушав соединенные фразы, и т. д. до конца пьесы.
Можно предложить воспроизвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном), начиная с небольших мелодий.
«АПЛОДИСМЕНТЫ».
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
«КАРНАВАЛ».
Попробуем освоить ритмы Латинской Америки. Всем нам хорошо знакомы такие танцы, как самба, румба. Популярный танец макарена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках – они называются маракасы. Для этой игры понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предметами – рисом, песком или мелкими камешками и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем. Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра.
Другой инструмент напоминает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие – и изделие готово. Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит своеобразный латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан тоже не лишние. На чокало, гуиро и маракасах нужно играть, производя звуки потряхивающими или покачивающими движениями. Чокало можно не встряхивать, а вращать вокруг оси, тогда его содержимое производит тихое шуршание.
Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Песни в ритмах латиноамериканских танцев есть у таких современных исполнителей, как Алсу (ее знаменитый сингл с Энрике Иглесиасом). Можно использовать и знаменитую «Макарену» (пусть даже в исполнении Сергея Минаева) или «Квартал» («Парамарибо»).
Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции.
Надо, чтобы звуки наших инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или звуками бас-гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах не все сразу будет получаться – такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексиканским оркестром или участниками бразильского карнавала. Можно присоединить звучание своего ударного ансамбля к мелодиям таких групп, как «Тату», «Руки вверх», «Иванушки-Интернэшнл» и т. д. Попробуйте, посмотрите, что получится.
«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК»?
В этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент - фортепиано. Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно). Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш. Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал.
Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание. Методом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику. Если же нет, то угадывающего можно сменить. Но учитывайте, что звук, скорее всего, нужно будет повторить, так как не у всех людей такая замечательная память, чтобы после многочисленных ошибок предыдущего игрока можно было точно вспомнить первоначально заданный звук.
«КАЛЕЙДОСКОП».
Это устный музыкальный диктант. На диск записать отрывки популярной музыки, классической музыки, народной музыки и т.д. Паузы между отрывками музыки должны быть не слишком маленькими, чтобы все успели вспомнить и определить, что за музыка прозвучала. Можно проиграть на фортепиано разнообразные отрывки классической, народной музыки …
Чемпионом становится, конечно, тот, кто набирает больше очков.Таким образом, победители каждый раз возможны разные. Все зависит от объема памяти того или иного участника и его реакции.
В этой игре лучше всего развивается музыкальный кругозор учащихся.
«Угадай-ка» (музыкальный регистр).
Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры - птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д. А теперь поиграем в «Угадай мелодию».
«Тик-так» (сильная и слабая доли).
Что такое сильная и слабая доли? Часы ходят и ровно стучат свои доли.
1). Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения, на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем. То же самое можно использовать для определения размера музыки, начала такта - дети двигаются по кругу под музыку. Во время движения хлопают на сильную долю.
2). Игра «Умный платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного -
платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную
долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере
усвоения - добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали
несколько человек.
Полька - 2/4, вальс - 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать?
Игры – импровизации.
«Магазин игрушек».
Ход игры: Играет музыкальное сопровождение, дети танцуют, как умеют, музыка прекращается, нужно быстро придумать и замереть в позе любой игрушки, зверя, сказочного героя. По очереди педагог спрашивает, кого ребенок вспомнил и попытался изобразить.
Игры с правилами, подвижные игры.
От детей требуется выделение различных средств выразительности музыки, внимание к изменению ритма, темпа, динамических оттенков и пр. Дети должны уметь переходить от плавных движений к более энергичным, ускорять движения в соответствии с увеличением темпа, замедлять темп при завершении музыкальной фразы или целого произведения и т. д. Даже одни и те же игры в группах разных лет обучения, должны быть различными по сложности и по предъявляемым требованиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Загадки, шарады, викторины.
Игры - загадки на музыкальную тему для младших школьников.
На листочке, на страничке - Проверяют звук и тон
То ли точки, то ли птички. Инструментом…
Все сидят на лесенке (Камертон)
И щебечут песенки.
(Ноты)
Треугольная доска, Три струны, а звук какой!
А на ней три волоска. С переливами, живой.
Волосок – тонкий, Узнаю его в момент -
Голосок - звонкий. Самый русский инструмент.
(Балалайка) (Балалайка)
Я стою на трёх ногах, Чем похоже пианино
Ноги в чёрных сапогах. На бегущую машину?
Зубы белые, педаль. Есть у них одна деталь
Как зовут меня? ... Под названием…
(Рояль) (Педаль)
Рояль с баяном подружились Инструмент тот с давних пор
И навсегда объединились. Украшал собой собор.
А ты названье угадаешь Украшает и играет,
Содружества мехов и клавиш? Весь оркестр заменяет.
(Аккордеон) (Орган)
Этот струнный инструмент Музыкант смычок берет,
Зазвенит в любой момент - К инструменту он идет.
И на сцене в лучшем зале, Назовем мы как сейчас
И в походе на привале. В оркестровой яме бас?
(Гитара) (Контрабас)
Больше скрипки в десять раз,
Шаляпин всем на зависть пел,
Инструмент тот - ... Талант огромный он имел,
(Контрабас) Все потому, что изучал
Искусство, что зовут…
(Вокал)
Слово книжное «вокал» Он на сцене выступает,
Как бы проще ты назвал В хоре песню начинает.
(Пение) Исполняет весь куплет,
Хор припев поет в ответ. На концерте, без сомнения, (Солист)
Это возглас восхищения.
(Браво.)
Чтоб ещё артист сплясал, В нем четыре музыканта,
Отгадай, что зал кричал? Виртуоза и таланта,
(Бис) Пропоют любой мотив.
Как зовется коллектив.
(Квартет)
Исполнителей в нём восемь, Как монолог музыкальный зовется,
Отгадать ансамбль просим. Когда он на сцене артистом поется?
(Октет) (Ария)
Он руками машет плавно, Струны гитары, терпенье, талант
Слышит каждый инструмент. Плюс вдохновенье равно…
Он в оркестре самый главный, (Музыкант)
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр)
Сон и отдых позабыты: Пел с душою, молодец!
Песню пишет ... Будешь знатный ты…
(Композитор.) (Певец)
Он красив и голосист, Голос мальчишки и женщины тоже
Хора нашего ... И инструмент, так на скрипку похожий,
(Солист) Все называется словом одним.
Ты догадался, конечно, каким?
(Альт)
Он с музыкантом выступает, Под музыку эту проводят парад,
Но сам в оркестре не играет. Чтоб в ногу шагал генерал и солдат
Он молча должен лишь стоять, (Марш)
Тетрадку с нотами держать.
(Пюпитр)
Новогодний бал в разгаре, Первый замки на дверях отпирает,
Я кружусь по залу в паре. Жажду второй нам в жару утоляет,
Этот танец нас пленил, Третьего встретишь ты в нотной тетрадке,
Его Штраус сочинил. Даст вам четвертый разгадку к загалке,
(Вальс) Пятый закрутит, открутит вам гайку,
Что же такое, скорей отгадай – ка.
(Ключ)
Первый на ветке, глянь, зеленеет, Первый на шее козленка звенит,
Осенью жёлтый цвет он имеет. Звонко второй нам в оркестре звучит.
В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь, Третий в саду, на поляне цветет,
Эту загадку на нём ты прочтёшь. Синий, лиловый, в букет нам пойдет.
Третий же крышу собой покрывает, (Колокольчик)
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвёртый в Венгрии жил
И пианистом известным он был.
(Лист)
Первую пляшут так резво детишки, Первая в таборе век свой живет,
Парами скачут девчонки, мальчишки. Вашу судьбу по ладони прочтет,
В Польше вторая с рожденья живёт, Пляшет вторую она у костра,
Всех отгадавших к себе позовёт. Что за слова, вам ответить пора.
(Полька) (Цыганочка)
Первые марши играют военные, Первую в школе все изучают,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. Ну а второй из двустволки стреляют.
А вот вторые на крышах стоят, Третью исполнят нам два барабана
Дружно зимою все сильно дымят. Иль каблуки отобьют ее рьяно.
(Трубы) (Дробь)
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф)
Первый под знамя отряд созывает,
В кузнеце пламя второй раздувает.
(Горн)
1.Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути
Я и крикун, я и буян, я звонкий круглый ... (барабан)
2. Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, играет нежно... (скрипка)
3. Молодёжь из разных стран лихо пляшет под... (баян)
4. Коля взялся очень рьяно за игру на ... (фортепиано)
5. У этого инструмента есть и струны и педаль
Несомненно это звонкий, это чёрный наш... (рояль)
6. Он по виду — брат баяна, где веселье, там и он
Я подсказывать не стану. Что это?....(аккордеон)
Музыкальные вопросы:
1. Как называется жанр р.н.п. популярный в народе, в ней повторяется много раз небольшой куплет (частушка);
2. На каком инструменте играл Садко? (гусли);
3. Как называется ансамбль, состоящий из 3х человек? (трио);
4. Каким инструментом владеет каждый человек? (голос).
Музыкальные загадки:
1.Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ);
2.Какую ноту кладут в суп? (соль);
3.На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты);
4.Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты);
5.Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);
6. Он похож на погремушку, только это не игрушка (маракас).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселый художник" для детей среднего возраста.
Кружковая работа по рисованию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Веселая логоритмика»
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Лео...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «От звука к букве»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…&ra...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселая азбука"
Необходимость создания данной программы обусловлена тем, что в 5 лет уже возможно осознанное отношение к языку. Снижение возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности Веселый Английский
Сегодня владение английским языком - не роскошь, а жизненная необходимость. Английский язык популярен во всем мире, как глобальный язык мирового сообщества. Где бы вы ни оказались на земном шаре - вы ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика»
Рабочая программа разработана для детей второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО.Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их во...