«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

В статье рассматривается основная методика организации корекционно- развивающей и воспитательной работы, с помощью игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в легкой степени и условия развития игровой деятельности у них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_deyatelnost.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»

Автор:   Айдабекова Анна Гусеновна - воспитатель

ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт- Петербурга

Особенности работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.

Наш детский сад с приоритетным осуществлением коррекции в физическом и психическом развитии детей. В моей группе воспитываются дети с умственной отсталостью в легкой степени, в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Основными нашими целями являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств, обеспечение каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию отклонений в развитии с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Мы работаем совместно с такими специалистами как : учитель-дефектолог, инструктор по адаптивной физкультуре, музыкальный руководитель, психолог, медицинские работники: медсестра, врач ортопед, физиотерапевт, педиатр.

Создается индивидуальный оздоровительный и коррекционный маршрут для каждого ребенка, где учитывается уровень его интеллектуального, физического развития, возраст ребенка, его возможности. Основная роль в развитии познавательно-речевой сферы принадлежит учителю-дефектологу, а мы, воспитатели, закрепляем, дополняем и развиваем те знания, которые дал учитель-дефектолог. Для успешной коррекционной работы у нас созданы коррекционная среда, которая состоит из- щадящего режима (уменьшаем длительность прогулки в зависимости от состояния ребенка), благоприятный психологический климат, уровень подготовленности кадров, сотрудничество всех специалистов, работающих с детьми, медицинский контроль и профилактика заболеваний: массаж, физиотерапия, медикаментозная терапия (по назначению врача), сотрудничество  с родителями.

Заключительная цель – выпускник нашей группы это:

-  социально-адаптированный с хорошими навыками самообслуживания

- с развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми

-  с устраненными или сведенными к минимуму отклонениями сенсо-моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии

-  с обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов

-  ребенок усвоивший все виды деятельности предусмотренные программой обучения и воспитания

-  психически подготовленный к обучению в специализированной школе

-  достаточный уровень физического развития

Основным методом коррекционной работы является игра, в которой мы стараемся затронуть все образовательные области.

  Роль игры в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обучение игре таких детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития. Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень важно так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.

Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило кратковременна. Наша задача научить детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни

 Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с умственной отсталостью оказывается как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно- деловым общением с взрослыми.

Дети с умственной отсталостью значительно позже, чем обычные дети, начинают выделять мать из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт. В связи с этим позже чем обычно у них возникает эмоциональное общение с взрослыми, которое является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. Также низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребёнком предметными действиями.

Предметно- игровые действия дети с умственной отсталостью выполняют молча, без речевого сопровождения, не эмоционально, не проявляя стремления привлечь к совместной деятельности взрослых. У таких детей слабо выраженный и не устойчивый интерес к игрушкам. Часто у дошкольников с умственной отсталостью встречаются процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и тоже сочетание действий(одевает и снова раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков и т. д ). Это говорит об отсутствии замысла игры.  Такие действия выполняются механически.

Поэтому необходимо рано включать ребёнка в процесс систематических коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию предметных и игровых действий в частности.

 Виды игр проводимых с детьми с умственной отсталостью.

Практически вся деятельность детей в детском саду -  совместная деятельность с воспитателем. Игры мы проводим по подгруппам и индивидуально.

Нами проводятся игры с песком, водой, природным и бросовым материалом и бумагой. Эти игры проводит воспитатель и учитель- дефектолог, которые использует их в различных занятиях с детьми. Игры включаются в структуру групповой  и индивидуальной образовательной деятельности по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений, простейших трудовых навыков и т. д.

Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, которые проводит учитель- дефектолог совместно с воспитателем с группой детей (от трёх до пяти человек), объединяя их по уровню интеллектуального развития, по игровым интересам, исходя из особенностей взаимоотношений между детьми и задач нравственного воспитания.

Также активно используем театрализованные игры, для которых используем песенки, потешки, авторские сказки(«Зимняя сказка», «Осенняя сказка». Элизбарашвили Л. А), сказки- импровизации. Их сюжеты отражают простейшие ситуации.

Неотъемлемой частью коррекционной работы являются игры с предметами и орудиями домашнего обихода(«чашки и ложки», «накроем кастрюли крышками», «салфетки для кукол»), дидактические игры («цветные шары», «подберём куклам одежду» и т. д)

Важным для социализации таких детей к жизни являются сюжетно- дидактические игры(«магазин игрушек», «овощной магазин» и т. д), режиссёрские игры( пальчиковый театр, театр на рукавичках, театр кукол бибабо, театр на ложках), игры- драматизации(«кошка и котята», «курочка и цыплята»). Несомненно, подвижные игры, хороводные, пальчиковые игры.

Всё это в совокупности помогает развивать в детях стремление играть вместе с взрослыми и друг с другом, учит их контактировать с окружающими, социализировать детей к жизни, учить их правилам и нормам поведения в обществе, что  очень важно для наших детей.

Список используемой литературы:

  1. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».  Россия 2000 г.
  2. Л.Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». С-Пб 2001г.
  3.  А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва 1993 г.
  4. Интернет ресурсы  www.moi-detsad.ru
  5. Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980-480с
  6. Забрамная С. Д.  Психолого- педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995-286с
  7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.-320с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

Статья. "Специфика деятельности детей с умственной отсталостью"

Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлет...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...

«Особенности логопедического обследования детей с умственной отсталостью»

     F70  -Умственная отсталость легкой степениОриентировочный IQ составляет 50-69F71   - Умственная отсталость умереннаяОриентировочный IQ колеблется от 35 до 49F...

«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»

Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада...