Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости:
Характеристика | 1 период | 2 период | 3 период | 4 период |
Хронологические рамки | Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века. | Во второй половине XIX и начале XX века в наиболее развитых странах было введено всеобщее обучение. | Начало этого периода изучения врожденного слабоумия можно связать с выходом труда Э. Крепелина (1915). | Этот период изучения умственной отсталости, продолжающийся и в настоящее время, особенно плодотворен |
Основные взгляды на природу умственной отсталости | В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин — идиотия. | В связи с тем, что не все дети могли освоить школьную программу, а клинический метод оценки готовности к школе был слишком громоздким, Бине и Симон в 1905 году на основе обследования нескольких тысяч учащихся разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. | Для обозначения сборной, различной по этиологии, клинической картины и анатомических изменений группы аномалий он предложил термин «олигофрения». В ней он объединил состояния, имеющие тотальную задержку психического развития | В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости |
Открытия периода (с указанием ученых) | В начале XIX века Пинель (1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разум Эскироль (1838), основательно изучив слабоумие, первым понял, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались. а и/или чувства». В противоположность многим современникам Й. Г. Песталоцци (1746-1827) пытался убедить в необходимости воспитания и обучения «тупоумных», однако долгое время это ни к чему не приводило. Для реализации гуманных устремлений швейцарского педагога тогда еще не созрели ни экономические, ни социальные условия. В. Morel (1857) был основоположником теории вырождения, являющейся, в частности, причиной идиотии и кретинизма, полагая, что слабоумие — последний этап деградации рода. Он также выделил обусловленную физическим и психическим недоразвитием «психическую дефективность», которая представляла промежуточную ступень между психозами и идиотией. V. Magnan (1893) придерживался той же точки зрения, считая слабоумие проявлением дегенерации. Всех «дегенератов» он делил на идиотов, имбецилов, тупоумных (дебилов) и высших дегенератов (психопатических личностей). | Начало этого периода можно связать с трудами С. С. Корсакова (1813), Д. Н. Зернова (1879), W. Griesinger (1871) и др., в которых они доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И. П. Мержеевский (1871), патологоанато-мически изучив случаи микроцефалии, настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана последствиям перенесенных заболеваний. Он выступал против теории К. Vogt, который считал врожденное слабоумие атавизмом, неизбежным, а потому и фатальным для человеческого общества. Штерн (1915) сделал предположение, что, разделив умственный возраст ребенка на хронологический возраст, можно получить коэффициент интеллекта (IQ), который, по его мнению, оставаясь постоянным, будет характеризовать интеллект в течение всей жизни. В США L.M. Terman создал свой вариант методики, назвав его «тест Стэнфорд-Бине». Шкала Бине-Симона и ее разновидности в основном были построены на заданиях, требующих словесных ответов. | Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. «Понять своеобразие слабоумия означает в первую очередь, что надо не просто передвинуть центр тяжести интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере, это означает в первую очередь, что надо подняться вообще над изолированным метафизическим рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющих сущностей, признать их внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувства» Ученики и последователи Л.С. Выготского (Божович Л.И., Гальперин П.Я., ЗапорожецА. В., Леонтьев А.Н., Лурия, А.Р., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др.), развивая его идеи, продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом. | Увеличилось число социальных, психологических и дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Забрам-ная С.Д., 1995; Лебединский В.В., 1985; Лубовский В.И., 1989; Маллер А.Р., 2000; Шипицына Л.М., 2002 и др.), значительно расширивших представления о структуре психических нарушений и их адаптивных возможностях. |
Итоги периода | Итогом первого периода изучения врожденного слабоумия стало то, что к началу XX века сложилось преобладающее убеждение об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине. Были описаны несколько форм степеней врожденного слабоумия, различающиеся по степени выраженности интеллектуального дефекта. | По мнению Г.Е. Сухаревой, итогом второго периода явилось внедрение тестовых методик, которое оказалось неплодотворным для изучения олигофрении. Стремясь получить оценку врожденного слабоумия только подсчитыванием «интеллектуального коэффициента интеллекта», исследователи расширяли понятие умственной недостаточности, в то время как во многих случаях невыполнение заданий по предлагавшимся тестам может быть связано с задержкой развития из-за соматической ослабленности или неблагоприятных условий жизни. В этот период выяснилась возможность возникновения умственной отсталости под влиянием внешних причин. | Это позволило получать характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения. | Выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"
Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...
Проектная деятельность: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"
Проектная деятельность по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 2 Изучение особенностей зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников2.1. Организация и м...
Характеристика уровней системного недоразвития речи при умственной отсталости.
Системное недоразвитие речи (СНР) представляет собой комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых средств - фонетики, грамматики, лексики.СНР име...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
В этом материале описываются психологические особенности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной осталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития....
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).
В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и УО....
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью...