Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество       взрослых.     

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В.А. Сухомлинский.

Проблема игры в дошкольном возрасте в современном мире.

Игра занимает важное место в жизни ребенка, она является ведущим видом деятельности, а так же формой организации детской деятельности в дошкольном детстве. Многие современные педагоги и психологи говорят о том, что игра уходит из жизни детей, особенно игра сюжетно-ролевая. Дети почти не играют во дворах, утрачивается передача традиций игры от старших детей - младшим. Все чаще дома телевизор и планшет заменяют ребенку друзей.

На сегодняшний день исследователи  Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают « вытеснение игры занятиями, кружковой  и студийной работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию и тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности»

          Многие  дети нашей группы любят и хотят играть, но при этом часто не знают, как организовать самостоятельную игру, как развить сюжет.

         А несформированная ведущая деятельность приводит к тому, что к концу дошкольного возраста у детей не возникает потребность в переходе к учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что в группе нужно создать такие условия, в которых дети хотели бы и могли играть друг с другом и  с взрослыми.

       Поэтому формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия  педагога, ребёнка, родителей.

 Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Амельчакова Л.А. воспитатель

МБДОУ Д/С №20 «Дельфин» г. Саяногорск

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество       взрослых.      

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В.А. Сухомлинский.

Проблема игры в дошкольном возрасте в современном мире.

Игра занимает важное место в жизни ребенка, она является ведущим видом деятельности, а так же формой организации детской деятельности в дошкольном детстве. Многие современные педагоги и психологи говорят о том, что игра уходит из жизни детей, особенно игра сюжетно-ролевая. Дети почти не играют во дворах, утрачивается передача традиций игры от старших детей - младшим. Все чаще дома телевизор и планшет заменяют ребенку друзей.

На сегодняшний день исследователи  Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают « вытеснение игры занятиями, кружковой  и студийной работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию и тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности»

          Многие  дети нашей группы любят и хотят играть, но при этом часто не знают, как организовать самостоятельную игру, как развить сюжет.

         А несформированная ведущая деятельность приводит к тому, что к концу дошкольного возраста у детей не возникает потребность в переходе к учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что в группе нужно создать такие условия, в которых дети хотели бы и могли играть друг с другом и  с взрослыми.

       Поэтому формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия  педагога, ребёнка, родителей.

 Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.

        Нам воспитателям, необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, передать ему игровой опыт.

          В третьем разделе ФГОС ДО  среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5), называются:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и т.д.)

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
    Работа с детьми с умственной отсталостью должна проводиться на игровых методиках, особое место отводиться сюжетно-ролевым играм.  

      Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый  педагог ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Всё, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача педагогов  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

      В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. Поэтому мы наметили задачи  развития игровой деятельности у детей нашей группы.

Задачи  развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью

  • Создание условий и поддержка самостоятельной игры детей
  • Формирование положительного, эмоционального отношения к игровой деятельности
  • Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре
  • Обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета
  • Воспитывать культуру общения в игре, совершенствовать коммуникативные навыки
  • Совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями

Значение сюжетно-ролевой игры

  • Ребенок осваивает моральные нормы, заключенные в роли
  • Происходит эмоциональное развитие, так как переживания ребенка в игре всегда искренни.
  • Происходит развитие умственных способностей.
  • Развивается воображение, творчество.
  • Развивается речь ребенка.
  • Развиваются продуктивные виды деятельности.
  • Развиваются элементы трудовой и учебной деятельности.

В начале учебного года мы провели диагностику по определению уровня развития игры детей. Для этого использовали диагностический лист (для детей с отклонениями) в развитии из книги Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Проведенная диагностика позволила определить уровень развития игровой деятельности каждого ребенка. Мы выяснили, что у наших детей - типичные для всех детей  с умственной отсталостью особенности сюжетно - ролевой игры.

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с умственной отсталостью

  • С трудом возникает замысел игры.
  • Сюжеты игр тяготеют к стереотипам.
  • Отсутствие развернутого сюжета.
  • Примитивность игровых действий детей.
  • Несоблюдение игровых правил.
  • Несформированная игра, как совместная деятельность.
  • Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты.
  • Дети имеют ограниченный словарный запас, не могут вести диалог.
  • Игровое поведение недостаточно эмоциональное.

По мнению большинства специалистов, которые занимались вопросами дошкольной педагогики, формирование игровой деятельности у детей  дошкольного возраста с умственной отсталостью  должно проводиться на материале ограниченного числа игр. Например: «Магазин», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Семья»,  «Детский сад» «Школа». Поэтому мы пополнили сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами, костюмами. Большую помощь в оформлении оказали родители.

В руководстве сюжетно-ролевой игрой мы использовали следующие методы и принципы:

  • Методы направленные на обогащение детей знаниями, представления об окружающей жизни, новыми впечатлениями (экскурсии, встречи с родителями группы и их рассказы о своей работе, наблюдения, рассматривание иллюстраций и просмотр презентаций о профессиях, использование дидактических игр, индивидуальные беседы, игры-инсценировки)
  • Методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности (участие воспитателя в игре, оказание помощи по организации игры в виде напоминаний, советов, подбора игрового материала, использование дидактических игр)
  • Методы направленные на обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек (рассматривание образца воспитателя, использование фотографий детских построек, таблицы, схемы)

Строительные игры облегчают процесс формирования алгоритма деятельности.

Выработка умений и навыков по всем направлениям коррекционной работы осуществлялась одновременно, от более простых заданий к  более сложным. При обучении мы использовали задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

  • Играем вместе с детьми
  • Играем с детьми,  но на каждом возрастном этапе подводим детей к открытию более сложных способов ее построения.
  •  Ориентируем ребенка,  как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.

Вывод:

  1. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у большинства детей появился интерес к игре.
  2.  Дети научились взаимодействовать друг с другом, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями.
  3.  Благодаря обогащению игрового опыта, сюжет игры стал сложнее,   у большинства детей появилась ролевая речь.

Но, конечно, развитие детей даже в такой замечательной среде было бы невозможным без активной позиции педагогов, которые открывают для ребенка мир и помогают ему познать окружающую его действительность.

                                                                               

       Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
  2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». – М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. « Организация сюжетной игры в детском саду». – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  6. Слепович Е.С. « Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 1990.
  7. Усачева Л.Н. « Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Дисс.канд.пед.наук. М., 1972
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А., « Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет». – М.: АРКТИ, 2010.
  10. Эльконин Д.Б. « Психология игры». М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»

В статье рассматривается основная методика организации корекционно- развивающей и воспитательной работы, с помощью игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в легкой с...