План самообразования учителя-логопеда на 2021-2022 уч.год
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДСКН №4
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА БЕЛЯЕВОЙ М.В.
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Развитие речедвигательной координации детей
Г.СОСНОВОБОРСК
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Беляева Маргарита Викторовна
2. Образование — высшее
3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»
4. Работа начата -01.09.2021г.
5. Предполагается закончить -31.05.2022г.
6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации
7. Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность.
Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2021-2022г.г | пальчиковая гимнастика |
ежедневно | артикуляционная гимнастика | |
дыхательная гимнастика | ||
кинезиологические упражнения | ||
логоритмика, фоноритмика | ||
упражнения на координацию | ||
элементы су-джок терапии | ||
игры с прищепками, камнями, фигурками | ||
самомассаж лица, шеи, ладоней, поду- шечек и фаланг пальцев | ||
дидактические и настольные игры | ||
Работа с родителями | Сентябрь 2021г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Октябрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» | |
Ноябрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с исполь- зованием игровых упражнений» | |
Декабрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» | |
Январь 2022г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». | |
Март 2022г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» | |
Апрель 2022г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» | |
Май 2022 | Итоговое выпускное занятие « Скоро в школу!» | |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Январь 2022г. | Презентация игровой технологии для развития речи и мелкой моторики у детей: «Кинезиодорожки». |
Февраль 2022г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» (стендовая) | |
Апрель 2022г. | Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» | |
Май 2022г. | Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда
План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К. на 2013-2014 учебный год.Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год
Тема: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда
Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2015 учебный год...

План самообразования музыкального руководителя на 2021-2022 учебный год
План самообразования музыкального руководителя по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки"...

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год...
Отчет плана самообразования педагога-психолога на 2021-2022 учебный год на тему «Игротерапия как средство развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста» 16.05.2022
отчет по самообразованию на тему игротерапия...