Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа)

Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедамипедагогами и психологами не только при наличии отклонений, но и чтобы увеличить продуктивность работы головного мозга детей, их интеллектуальное и речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной  работе учителя-логопеда.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Все мы знаем, что у детей с ТНР кроме речевых проблем  диагностируются неярко выраженные нарушения в работе мозжечка.  Поражения мозжечка приводят к снижению его регулирующей функции, дискоординации и десинхронизации мышечных сокращений, обеспечивающих выполнение двигательных актов.

Программа мозжечковой стимуляции, создана в США в середине ХХ века. Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. История появления программы Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для чего это нужно? Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Балансировочная доску Бильгоу улучшает:

  • Общую моторику
  • Способность к планированию
  • Анализ и синтез информации
  • Память и мышление
  • Речевые функции
  • Спортивные навыки

Мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических и занятий с психологом.

Начинать заниматься на тренажере можно с детьми от 3-4 лет. Рекомендуется проводить курсами по 10 занятий без перерыва. Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю по 30-40 минут.

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске,  часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываются на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Подготовительные упражнения:

  • Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
  • Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
  • Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
  • Упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
  • Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе прокатывает палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
  • Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.
  • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
  • Подняв руки вверх, ребенок произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо, и произносит слог «Ро».

Упражнения с мешочками, с мячами:

  • Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;
  • Кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
  • Подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.
  • Подкидывает мяч, хлопает в ладоши, назвает слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
  • Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.
  • Ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.
  • Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой,  соответствующей количеству слогов в слове.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Придумывание слов, как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадая мячом в ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
  • Попасть мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений,  не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.

           Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи.

             С помощью данного метода можно реализовать логопедические задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

           Основа развития, роста и обучения начинается с моторного и сенсорного взаимодействия малыша с окружающим миром. Сенсомоторное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. С восприятия явлений и предметов окружающего мира начинается познание. Все прочие формы познания – мышление, запоминание, воображение – выстраиваются на основе образов восприятия, они являются результатом их переработки. Именно поэтому нормальное умственное развитие совершенно невозможно без полноценного восприятия и физического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе

В материале представлены упражнения, которые помогут разнообразить работу учите-логопеда и способствовать достижению поставленных целей при закреплении  речевых навыков....

Проект "Использование балансировочной доски в коррекционной работе учителя-логопеда"

Педагогические инновации в образовании. Материал к краевому конкурсу....

Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски Бильгоу

Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски Бильгоу...

Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой ...

Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников

В статье представлено описание работы с балансировочной доской Бильгоу с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя- логопеда и воспитателя.

А Вы знаете, что является «ключом к обучению?»Это мозжечок - отдел головного мозга, связанный со всеми его частями. Он перерабатывает информацию от органов чувств, и на основе этой информа...