Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Данная программа полностью соответствует лекско-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_logoritmike.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная

программа по логоритмике

Возраст детей:

старший дошкольный (5-6 лет)

                                                                                  срок реализации: 1 учебный год

Структура программы

I. Пояснительная записка.

II.Учебно-тематический план.

III. Содержание и структура изучаемого курса.

IV. Методическое обеспечение программы.

V. Планируемые результаты.

VI. Список использованной литературы.

Пояснительная записка

    В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

    Наиболее эффективным средством, позволяющим закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, являются занятия логопедической ритмикой. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

   Новизна и уникальность программы  заключается в создании  системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоления речевого и сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Данная программа полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определённой последовательности. При составлении программы были использованы методические разработки  М. Ю. Картушиной, Г. А. Волковой,

 Е. В. Кузнецовой.

    Цель коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Задачи:

  1. Использовать современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений.
  2. Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.
  3. Совершенствовать ориентацию в пространстве.
  4. Совершенствовать координацию речи с движением и музыкой.
  5. Развивать физиологическое и речевое дыхание.
  6. Развивать чувство музыкального темпа и ритма.
  7. Совершенствовать основные свойства голоса и интонационную выразительность речи

Методологические принципы:

  • Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи
  • Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена
  • Общедидактические  принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой

   Программа  составлена  на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме 1  раз в неделю, продолжительность занятия  25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32.

Учебно-тематический план

месяц

Тема недели

Название логоритмического

занятия

Время проведения

Всего

Теория

Практика

1 – 2 неделя сентября - диагностика

1

IX

«Лес»

«В гостях у лесного гнома»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

2

IX

«Грибы и ягоды»

«Спор грибов и ягод»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

3

X

«Фрукты»

«Яблоко»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

4

X

«Овощи»

«Спор овощей»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

5

X

«Сбор урожая»

«Палочка-выручалочка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

6

X

«Путешествие в осенний лес»

«Приключение дождика»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

7

XI

«Разноцветная осень»

«Краски осени»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

8

XI

«В гости к сказке»

«Колосок»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

9

XI

«Театральная неделя»

«Как коза в лесу избушку построила»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

10

XI

«Книжкина неделя»

«Кот, петух и лиса»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

11

XII

«Зима»

«Теремок-холодок»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

12

XII

«Дикие животные»

«Дед Мороз построил дом»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

13

XII

«Животные Севера»

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

14

XII

«Новогодний праздник»

«Ёлка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

15

I

«Зимние забавы»

«Снеговик на ёлке»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

16

I

«Комнатные растения»

«Морозята»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

17

II

«Неделя творчества и фантазии»

«Мороз Иванович»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

18

II

«Лесные жители»

«Приключения снежинки»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

19

II

«Русские народные сказки»

«Мороз, солнце и ветер»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

20

II

«Неделя детской книги»

«Гуси-лебеди»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

21

III

«Весна-красна»

«Лекарство от зевоты»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

22

III

«Мамина неделя»

«Я маму мою обидел»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

23

III

«Профессии»

«Кем быть»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

24

III

«Зоопарк»

«Откуда у носорога шкура»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

25

IV

«Животные жарких стран»

«Откуда у верблюда горб»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

26

IV

«Наш дом – Земля. Космос»

 «Космическое путешествие»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

27

IV

 «Подводный мир»

«Откуда у кита такая глотка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

28

IV

«Русские народные праздники»

«Пасха»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

29

V

«Праздник весны и труда»

«Волшебное зеркальце»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

30

V

«Праздник Победы»

«Парад на Красной площади»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

31

V

«Насекомые»

«Как муравьишка дом солнышка искал»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

32

V

«Здравствуй, лето»

«История о том, как гном построил дом»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

   Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

Закрепление знаний по теме «Лес.(ягоды)», упражнение «В гости к гному», игра «Лёшкин клён», чистоговорка «с-с′»,пальчиковая игра «Здравствуй!»

2.«Спор грибов и ягод»

 Активизация словарного запаса по темам «Грибы», «Ягоды», уточнение артикуляции звука [с] в проговаривании чистоговорок.Упражнения «Прогулка в лес», «Грибы», «По ягоды»,пальчиковая игра «Здравствуйте!»

3.«Яблоко»

Активизация словаря по теме «Фрукты». Закрепление артикуляции звука [т] в фонематических упражнениях. Упражнение «Полёт», игра «Волнушка», чистоговорка «т», логопедическая гимнастика

4.«Спор овощей»

Закрепление знаний по теме «Овощи». Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.Упражнение «Осень»,игра «Здравствуй Осень», танец с листьями

5.«Палочка-выручалочка»

Систематизация знаний по теме «Сбор урожая». Разучить комплекс игрового массажа, хоровод «Урожай собирай»,игра «Кто скорее?»,чистоговорка «н-н'»

6.«Приключение дождика»

Закреплять знания по теме «Осень». Выделение начального звука в словах. Игра «Здравствуй осень», игра «Тучка»,чистоговорка «л»

7.«Краски осени»

Закрепление  знаний по теме «Осень». Учить подбирать слова-признаки. Распевка «Осенние листья»,фонопедическое упражнение «Перед дождём», пальчиковая игра «Осень»

8.«Колосок»

Знакомство со сказкой «Колосок» по мотивам у.н.с. Попевка «Кап-кап-кап», массаж спины «Дождик»,пальчиковая игра «Варим суп»,фонопедические упражнения

9.«Как коза в лесу избушку построила»

Знакомство с р.н.с. Игра на детских музыкальных инструментах.

Скороговорки, чистоговорка «д-д′», игра «Кто скорее»

10.«Кот, петух и лиса»

Систематизация знаний о р.н.с. Предлоги.Пальчиковая игра «Строим дом»,упражнение «Петушок», игра «Зайцы и волк»

11.«Теремок-холодок»

Знания по теме «Зима» Импровизационные движения под музыку. Чистоговорка «Холода», пальчиковая игра «Строим дом», упражнение «Ты шагай», «Дорожка»

12.«Дед Мороз построил дом»

Знания по теме «Дикие животные». Разучивание комплекса оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки, чистоговорка «л-л′»

13.«Отчего у белого медведя нос чёрный»

Закрепление знаний детей по теме «Животные Севера» Расслабление под релаксирующую музыку, игра «Напугаем медведя»,чистоговорка

14.«Ёлка»

Проговаривание чистоговорок. Дифференциация звуков. Пальчиковая игра «Снеговик», стихотворение с движениями «Ёлка», игра «Ветер северный»,чистоговорка «п-п′»

15.«Снеговик на ёлке»

Активизация словаря по теме «Зимние забавы». Разучивание комплекса самомассажа лица и шеи.Чистоговорка «В». Песня о зиме. Упражнение «Зимние забавы», «Мороз». Игра «Маскарад»

16.«Морозята».

Активизация словаря по теме «Комнатные растения». Пальчиковая игра «Украшаем ёлочку», игра «Маскарад», стихотворение «Осторожный снег»,логопедическая гимнастика.

17.«Мороз Иванович»

Сочинение сказок и простейших танцевальных движений.Логопедическая гимнастика «Потягушки»,упражнение «Ты шагай», игра «Яблочко», чистоговорка  «к-к′»

18.«Приключения снежинки»

Расширение знаний по теме «Лесные жители». Упражнение «Умелые руки», «Лесные жители», игра «Мастера», «Как заяц от лисы спрятался»

19.«Мороз, солнце и ветер»

Расширение знаний о р.н.с. «Кто как кричит»,  «Вышла чашка погулять», чистоговорка «л-л′»,песня о бабушке

20.«Гуси-лебеди»

Развитие коммуникативных навыков в оздоровительных и подвижных играх. Упражнение «На лошадке», «Ты шагай». Чистоговорка «к-к′». Игра «Филин»

21.«Лекарство от зевоты»

Активизация словаря по теме «Весна» Фонопедическая игра «Весна»,

«Весёлые путешественники», логопедическая гимнастика.

22.«Я маму мою обидел»

Активизация словаря по теме «Мамин праздник» Игра на музыкальных инструментах.Чистоговорки «м-м′». Игра «Молоток», «Звёздочки»

23.«Кем быть»

Систематизация знаний по теме «Профессии», Упражнение «Умелые руки», «Молоток». Стихотворение «Поедалочка», игра «Иголка и нитка», чистоговорка «р-р′»

24.«Откуда у носорога шкура»

Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких стран» Упражнение «У моря», «Обезьяны». Пальчиковая игра «Две мартышки»

25.«Откуда у верблюда горб»

Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких стран», игра «Горячий конь», упражнение « В пустыне».

26.«Космическое путешествие»

День космонавтики. Первый космонавт. Упражнение «Ракеты», «Полёт». Игра «Звёздочки», пальчиковая игра «Две мартышки»

27.«Откуда у кита такая глотка»

Знакомство с творчеством Киплинга Р.Закрепить знания по теме «Рыбы»Песня «Рыбка» коммуникативная игра « Рыбки»,речевое упражнение «Рыбки разговаривают»

28.«Пасха»

Знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.Игра «Петя-петушок», закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Бубен или погремушка»

29.«Волшебное зеркальце»

Весенние изменения в природе.Закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Солнечные зайчики», скороговорки.

30.«Парад на Красной площади»

Закрепление знаний о празднике День Победы и о защитниках  Отечества,  игра «Гости», «Вышла чашка погулять», композиция «Вперёд,гардемарины!», чистоговорка «т-т′», упражнение на развитие мелкой моторики

31.«Как муравьишка дом солнышка искал»

Насекомые, среда их обитания.Упражнение «Колокольчики будили»,весенний хоровод, упражнение «Муравьи», пальчиковая гимнастика «Гусеница», игра «Паучок и мушки»

32.«История о том, как гном построил дом»

Активизация словаря по теме «Лето», упражнение «Муравьи», пальчиковая гимнастика «Гусеница», чистоговорка «р-р′»

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

–  на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

–  на развитие внимания;

– регулирующие мышечный тонус;

– формирующие чувство музыкального размера;

– на развитие чувства темпа и ритма;

–  на развитие координации движения;

– на координацию речи с движением;

–  на координацию пения с движением;

– на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-5минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

–  упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

–  фонопедические упражнения  для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

–  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

–  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

–  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Название занятия

Дидактический материал

1

«В гостях у лесного гнома»

Иллюстрации ягод. Детские музыкальные инструменты

2

«Спор грибов и ягод»

Иллюстрации грибов,ягод. Фонограмма пьесы«Октябрь»

П.Чайковского

3

«Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева

Игрушки героев сказки

Разноцветные платочки

Фонограмма вальса «осенний сон»А.Джойса

4

«Спор овощей»

Иллюстрации овощей. Венок Осени Платочки разного цвета

5

«Палочка-выручалочка»

Иллюстрации к сказке

Фонограмма «Осень» А.Вивальди

6

«Приключение дождика»

Маски.Иллюстрации-туча,грибы,дождь.лужи

7

«Краски осени»

Фонограмма-шелест листьев

Разноцветные платочки

8

«Колосок»

Игрушки по сказке

Венок Осени

9

«Как коза в лесу избушку построила»

Фланелеграф.Маски ёжика и волка.Фонограмма р.н.м. «Травушка-муравушка»

10

«Кот, петух и лиса»

Игрушки по сказке

11

«Теремок-холодок»

Картинки, музыкальные инструменты

12

«Дед Мороз построил дом»

Игрушки - ёлочка, дом, Дед Мороз, накидка для северного ветра

13

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

Иллюстрации - белый медведь, чум, охотники, собачьи упряжки

14

«Ёлка»

Колокольчики, бубны, маска Деда Мороза

15

«Снеговик на ёлке»

Пиктограммы.

Музыкальные инструменты

16

«Морозята»

Новогодние украшения ёлки

Музыкальные инструменты

17

«Мороз Иванович»

Картинки по сказке

18

«Приключения снежинки»

Большая снежинка

Иллюстрации животных

19

«Мороз, солнце и ветер»

Маска филина. Яблоко

20

«Гуси-лебеди»

Фонограмма р.н.м. Картинки по сказке

21

«Лекарство от зевоты»

Фонограмма песни «Весёлое путешествие»М.Старокадомского

22

«Я маму мою обидел»

Иллюстрации строительных инструментов

23

«Кем быть»

Иллюстрации людей разных профессий

24

«Откуда у носорога шкура»

Иллюстрации животных

25

«Откуда у верблюда горб»

Иллюстрации к сказке

26

«Космическое путешествие»

Фонограмма космической музыки

«Спейс». Подзорная труба, ракета

27

«Откуда у кита такая глотка»

Иллюстрации рыб

28

«Пасха»

Фонограмма - колокольный звон, пьеса«Воскресное утро».  Картинки по теме

29

«Волшебное зеркальце»

Игрушки - зайчик, белка, птичка, медведь

30

«Парад на Красной площади»

Фонограммы маршей

Иллюстрации парада на Красной площади

31

«Как муравьишка дом солнышка искал»

Иллюстрации - муравей и муравейник, др. насекомых

Фонограммы рассвета в лесу, пьесы «Бабочка» Ф.Куперена

32

«История о том, как гном построил дом»

Картинки насекомых

Фонограмма песни «Маляры»

  Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность  использовать технические средства обучения.  

Планируемые результаты освоения программы.

  • восполнение пробелов в формировании фонематических процессов
  • восполнение пробелов в правильном произношении звуков
  • повышение уровня познавательной активности детей
  • обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
  • умение самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • воспитание культуры речевого общения

          Список использованной литературы:

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2005.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  4. Коррекция нарушений речи. Программы для  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б.,        Чиркина     Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. М.: Просвещение, 2014.
  5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  7. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий. – СПб.: Паритет, 2008.
  8.  Использованы материалы из Интернет-ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет

Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике.

Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодоле...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»

Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...

Дополнительная образовательная программа "Музыкальная логоритмика"

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...