Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Данная программа полностью соответствует лекско-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_po_logoritmike.docx | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная
программа по логоритмике
Возраст детей:
старший дошкольный (5-6 лет)
срок реализации: 1 учебный год
Структура программы
I. Пояснительная записка.
II.Учебно-тематический план.
III. Содержание и структура изучаемого курса.
IV. Методическое обеспечение программы.
V. Планируемые результаты.
VI. Список использованной литературы.
Пояснительная записка
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Наиболее эффективным средством, позволяющим закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, являются занятия логопедической ритмикой. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Новизна и уникальность программы заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоления речевого и сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Данная программа полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определённой последовательности. При составлении программы были использованы методические разработки М. Ю. Картушиной, Г. А. Волковой,
Е. В. Кузнецовой.
Цель — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Задачи:
- Использовать современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений.
- Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.
- Совершенствовать ориентацию в пространстве.
- Совершенствовать координацию речи с движением и музыкой.
- Развивать физиологическое и речевое дыхание.
- Развивать чувство музыкального темпа и ритма.
- Совершенствовать основные свойства голоса и интонационную выразительность речи
Методологические принципы:
- Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи
- Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена
- Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой
Программа составлена на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32.
Учебно-тематический план
№ | месяц | Тема недели | Название логоритмического занятия | Время проведения | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 – 2 неделя сентября - диагностика | ||||||
1 | IX | «Лес» | «В гостях у лесного гнома» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
2 | IX | «Грибы и ягоды» | «Спор грибов и ягод» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
3 | X | «Фрукты» | «Яблоко» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
4 | X | «Овощи» | «Спор овощей» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
5 | X | «Сбор урожая» | «Палочка-выручалочка» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
6 | X | «Путешествие в осенний лес» | «Приключение дождика» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
7 | XI | «Разноцветная осень» | «Краски осени» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
8 | XI | «В гости к сказке» | «Колосок» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
9 | XI | «Театральная неделя» | «Как коза в лесу избушку построила» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
10 | XI | «Книжкина неделя» | «Кот, петух и лиса» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
11 | XII | «Зима» | «Теремок-холодок» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
12 | XII | «Дикие животные» | «Дед Мороз построил дом» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
13 | XII | «Животные Севера» | «Отчего у белого медведя нос чёрный» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
14 | XII | «Новогодний праздник» | «Ёлка» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
15 | I | «Зимние забавы» | «Снеговик на ёлке» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
16 | I | «Комнатные растения» | «Морозята» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
17 | II | «Неделя творчества и фантазии» | «Мороз Иванович» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
18 | II | «Лесные жители» | «Приключения снежинки» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
19 | II | «Русские народные сказки» | «Мороз, солнце и ветер» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
20 | II | «Неделя детской книги» | «Гуси-лебеди» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
21 | III | «Весна-красна» | «Лекарство от зевоты» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
22 | III | «Мамина неделя» | «Я маму мою обидел» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
23 | III | «Профессии» | «Кем быть» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
24 | III | «Зоопарк» | «Откуда у носорога шкура» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
25 | IV | «Животные жарких стран» | «Откуда у верблюда горб» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
26 | IV | «Наш дом – Земля. Космос» | «Космическое путешествие» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
27 | IV | «Подводный мир» | «Откуда у кита такая глотка» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
28 | IV | «Русские народные праздники» | «Пасха» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
29 | V | «Праздник весны и труда» | «Волшебное зеркальце» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
30 | V | «Праздник Победы» | «Парад на Красной площади» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
31 | V | «Насекомые» | «Как муравьишка дом солнышка искал» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
32 | V | «Здравствуй, лето» | «История о том, как гном построил дом» | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Закрепление знаний по теме «Лес.(ягоды)», упражнение «В гости к гному», игра «Лёшкин клён», чистоговорка «с-с′»,пальчиковая игра «Здравствуй!» |
2.«Спор грибов и ягод» |
Активизация словарного запаса по темам «Грибы», «Ягоды», уточнение артикуляции звука [с] в проговаривании чистоговорок.Упражнения «Прогулка в лес», «Грибы», «По ягоды»,пальчиковая игра «Здравствуйте!» |
3.«Яблоко» |
Активизация словаря по теме «Фрукты». Закрепление артикуляции звука [т] в фонематических упражнениях. Упражнение «Полёт», игра «Волнушка», чистоговорка «т», логопедическая гимнастика |
4.«Спор овощей» |
Закрепление знаний по теме «Овощи». Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.Упражнение «Осень»,игра «Здравствуй Осень», танец с листьями |
5.«Палочка-выручалочка» |
Систематизация знаний по теме «Сбор урожая». Разучить комплекс игрового массажа, хоровод «Урожай собирай»,игра «Кто скорее?»,чистоговорка «н-н'» |
6.«Приключение дождика» |
Закреплять знания по теме «Осень». Выделение начального звука в словах. Игра «Здравствуй осень», игра «Тучка»,чистоговорка «л» |
7.«Краски осени» |
Закрепление знаний по теме «Осень». Учить подбирать слова-признаки. Распевка «Осенние листья»,фонопедическое упражнение «Перед дождём», пальчиковая игра «Осень» |
8.«Колосок» |
Знакомство со сказкой «Колосок» по мотивам у.н.с. Попевка «Кап-кап-кап», массаж спины «Дождик»,пальчиковая игра «Варим суп»,фонопедические упражнения |
9.«Как коза в лесу избушку построила» |
Знакомство с р.н.с. Игра на детских музыкальных инструментах. |
Скороговорки, чистоговорка «д-д′», игра «Кто скорее» |
10.«Кот, петух и лиса» |
Систематизация знаний о р.н.с. Предлоги.Пальчиковая игра «Строим дом»,упражнение «Петушок», игра «Зайцы и волк» |
11.«Теремок-холодок» |
Знания по теме «Зима» Импровизационные движения под музыку. Чистоговорка «Холода», пальчиковая игра «Строим дом», упражнение «Ты шагай», «Дорожка» |
12.«Дед Мороз построил дом» |
Знания по теме «Дикие животные». Разучивание комплекса оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки, чистоговорка «л-л′» |
13.«Отчего у белого медведя нос чёрный» |
Закрепление знаний детей по теме «Животные Севера» Расслабление под релаксирующую музыку, игра «Напугаем медведя»,чистоговорка |
14.«Ёлка» |
Проговаривание чистоговорок. Дифференциация звуков. Пальчиковая игра «Снеговик», стихотворение с движениями «Ёлка», игра «Ветер северный»,чистоговорка «п-п′» |
15.«Снеговик на ёлке» |
Активизация словаря по теме «Зимние забавы». Разучивание комплекса самомассажа лица и шеи.Чистоговорка «В». Песня о зиме. Упражнение «Зимние забавы», «Мороз». Игра «Маскарад» |
16.«Морозята». |
Активизация словаря по теме «Комнатные растения». Пальчиковая игра «Украшаем ёлочку», игра «Маскарад», стихотворение «Осторожный снег»,логопедическая гимнастика. |
17.«Мороз Иванович» |
Сочинение сказок и простейших танцевальных движений.Логопедическая гимнастика «Потягушки»,упражнение «Ты шагай», игра «Яблочко», чистоговорка «к-к′» |
18.«Приключения снежинки» |
Расширение знаний по теме «Лесные жители». Упражнение «Умелые руки», «Лесные жители», игра «Мастера», «Как заяц от лисы спрятался» |
19.«Мороз, солнце и ветер» |
Расширение знаний о р.н.с. «Кто как кричит», «Вышла чашка погулять», чистоговорка «л-л′»,песня о бабушке |
20.«Гуси-лебеди» |
Развитие коммуникативных навыков в оздоровительных и подвижных играх. Упражнение «На лошадке», «Ты шагай». Чистоговорка «к-к′». Игра «Филин» |
21.«Лекарство от зевоты» |
Активизация словаря по теме «Весна» Фонопедическая игра «Весна», «Весёлые путешественники», логопедическая гимнастика. |
22.«Я маму мою обидел» Активизация словаря по теме «Мамин праздник» Игра на музыкальных инструментах.Чистоговорки «м-м′». Игра «Молоток», «Звёздочки» |
23.«Кем быть» |
Систематизация знаний по теме «Профессии», Упражнение «Умелые руки», «Молоток». Стихотворение «Поедалочка», игра «Иголка и нитка», чистоговорка «р-р′» |
24.«Откуда у носорога шкура» |
Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких стран» Упражнение «У моря», «Обезьяны». Пальчиковая игра «Две мартышки» |
25.«Откуда у верблюда горб» |
Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких стран», игра «Горячий конь», упражнение « В пустыне». |
26.«Космическое путешествие» |
День космонавтики. Первый космонавт. Упражнение «Ракеты», «Полёт». Игра «Звёздочки», пальчиковая игра «Две мартышки» |
27.«Откуда у кита такая глотка» |
Знакомство с творчеством Киплинга Р.Закрепить знания по теме «Рыбы»Песня «Рыбка» коммуникативная игра « Рыбки»,речевое упражнение «Рыбки разговаривают» |
28.«Пасха» |
Знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.Игра «Петя-петушок», закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Бубен или погремушка» |
29.«Волшебное зеркальце» |
Весенние изменения в природе.Закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Солнечные зайчики», скороговорки. |
30.«Парад на Красной площади» |
Закрепление знаний о празднике День Победы и о защитниках Отечества, игра «Гости», «Вышла чашка погулять», композиция «Вперёд,гардемарины!», чистоговорка «т-т′», упражнение на развитие мелкой моторики |
31.«Как муравьишка дом солнышка искал» |
Насекомые, среда их обитания.Упражнение «Колокольчики будили»,весенний хоровод, упражнение «Муравьи», пальчиковая гимнастика «Гусеница», игра «Паучок и мушки» |
32.«История о том, как гном построил дом» |
Активизация словаря по теме «Лето», упражнение «Муравьи», пальчиковая гимнастика «Гусеница», чистоговорка «р-р′» |
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-5минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№ | Название занятия | Дидактический материал |
1 | «В гостях у лесного гнома» | Иллюстрации ягод. Детские музыкальные инструменты |
2 | «Спор грибов и ягод» | Иллюстрации грибов,ягод. Фонограмма пьесы«Октябрь» П.Чайковского |
3 | «Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева | Игрушки героев сказки Разноцветные платочки Фонограмма вальса «осенний сон»А.Джойса |
4 | «Спор овощей» | Иллюстрации овощей. Венок Осени Платочки разного цвета |
5 | «Палочка-выручалочка» | Иллюстрации к сказке Фонограмма «Осень» А.Вивальди |
6 | «Приключение дождика» | Маски.Иллюстрации-туча,грибы,дождь.лужи |
7 | «Краски осени» | Фонограмма-шелест листьев Разноцветные платочки |
8 | «Колосок» | Игрушки по сказке Венок Осени |
9 | «Как коза в лесу избушку построила» | Фланелеграф.Маски ёжика и волка.Фонограмма р.н.м. «Травушка-муравушка» |
10 | «Кот, петух и лиса» | Игрушки по сказке |
11 | «Теремок-холодок» | Картинки, музыкальные инструменты |
12 | «Дед Мороз построил дом» | Игрушки - ёлочка, дом, Дед Мороз, накидка для северного ветра |
13 | «Отчего у белого медведя нос чёрный» | Иллюстрации - белый медведь, чум, охотники, собачьи упряжки |
14 | «Ёлка» | Колокольчики, бубны, маска Деда Мороза |
15 | «Снеговик на ёлке» | Пиктограммы. Музыкальные инструменты |
16 | «Морозята» | Новогодние украшения ёлки Музыкальные инструменты |
17 | «Мороз Иванович» | Картинки по сказке |
18 | «Приключения снежинки» | Большая снежинка Иллюстрации животных |
19 | «Мороз, солнце и ветер» | Маска филина. Яблоко |
20 | «Гуси-лебеди» | Фонограмма р.н.м. Картинки по сказке |
21 | «Лекарство от зевоты» | Фонограмма песни «Весёлое путешествие»М.Старокадомского |
22 | «Я маму мою обидел» | Иллюстрации строительных инструментов |
23 | «Кем быть» | Иллюстрации людей разных профессий |
24 | «Откуда у носорога шкура» | Иллюстрации животных |
25 | «Откуда у верблюда горб» | Иллюстрации к сказке |
26 | «Космическое путешествие» | Фонограмма космической музыки «Спейс». Подзорная труба, ракета |
27 | «Откуда у кита такая глотка» | Иллюстрации рыб |
28 | «Пасха» | Фонограмма - колокольный звон, пьеса«Воскресное утро». Картинки по теме |
29 | «Волшебное зеркальце» | Игрушки - зайчик, белка, птичка, медведь |
30 | «Парад на Красной площади» | Фонограммы маршей Иллюстрации парада на Красной площади |
31 | «Как муравьишка дом солнышка искал» | Иллюстрации - муравей и муравейник, др. насекомых Фонограммы рассвета в лесу, пьесы «Бабочка» Ф.Куперена |
32 | «История о том, как гном построил дом» | Картинки насекомых Фонограмма песни «Маляры» |
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность использовать технические средства обучения.
Планируемые результаты освоения программы.
- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов
- восполнение пробелов в правильном произношении звуков
- повышение уровня познавательной активности детей
- обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
- умение самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
- воспитание культуры речевого общения
Список использованной литературы:
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2005.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. М.: Просвещение, 2014.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий. – СПб.: Паритет, 2008.
- Использованы материалы из Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...
дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет
Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»
СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодоле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
Познавательно – речевая, развивающая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...
Дополнительная образовательная программа "Музыкальная логоритмика"
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...