Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
рабочая программа по логопедии

Бердюгина Ирина Владимировна

 Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия, направлена на профилактику речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logoritmike.docx60.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

                                                                               Утверждаю:

                                                                                                Заведующий МАДОУ

                                                                                                    «Детский сад «Колобок»

                                                                                                  ________Н.А.Коковина

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Детского сада «Колобок»

«Логоритмика»

                                                                                                       Разработчик:

                                                                                                           Бердюгина И.В.

Рефтинский

Содержание

Наименование разделов

Стр.

1.

Учебный план

3

2.

Календарный учебный график

4

3.

Образовательная программа учебного модуля

5

3.1.

Целевой раздел

5

3.1.1.

Пояснительная записка

5

3.1.1.1.

Актуальность программы

6

3.1.1.2.

Цель и задачи реализации программы дополнительного образования

7

3.1.1.3.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых

8

3.1.1.4.

Предполагаемый результат

8

3.2.

Содержательный раздел

9

3.2.1.

Содержание логоритмических занятий

9

3.2.2.

Структура логоритмических занятий

11

3.2.3.

Перспективное планирование

12

3.2.4.

Календарно-тематическое планирование

13

3.3.

Организационный раздел

20

3.3.1.

Учебно-методическое обеспечение

20

3.3.2.

Мониторинг усвоения программы

21

Приложение

23

  1. Учебный план

Направление

Воспитанники 3-4 лет

Художественное слово;

 Пальчиковая гимнастика;  Артикуляционная гимнастика; Речевые игры;

 Подвижные игры

 Общие физические упражнения;  Музыкальная ритмика;

Пение;  

Релаксация;

Массаж биологически активных зон; 11. Ритмическое музицирование;  Игры-диалоги

Дыхательная гимнастика

           с октября по май

- количество занятий в неделю – 1;

- количество занятий в месяц – 4;

- количество занятий в год – 32;

  1. Календарный учебный график

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

                Июнь

Пн

2

9

16

23

30

6

13

20

27

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

Вт

3

10

17

24

31

7

14

21

28

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

Ср

4

11

 18

25

1

8

15

22

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

Чт

 5

12

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

Пт

6

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

Сб

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

Вс

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

             Июль

                      Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Пн

3

10

17

24

31

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

Вт

4

11

18

25

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

Ср

5

12

19

26

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

Чт

6

13

20

27

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

Пт

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

 3

10

17

24

1

8

15

22

29

Сб

1

8

15

22

29

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

Вс

2

9

16

23

30

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

В ДОУ установлена пятидневная рабочая неделя. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

3.1.Целевой раздел

3.1.1 Пояснительная записка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский (далее МАДОУ «Детский сад «Колобок») реализует образовательную программу дополнительного образования детей (далее Программа дополнительного образования). В МАДОУ «Детский сад «Колобок» дополнительная образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Основанием для разработки образовательной программы дополнительного образования детей в МАДОУ «Детский сад «Колобок» являются следующие нормативно -  правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.), статьи 2,12,13,14.
  2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4.  Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, утвержденного постановлением главы №303 от 26.04.2016 года

 Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия, направлена на профилактику речевых нарушений у дошкольников.

                                      

                                    3.1.1.1 Актуальность программы

             .

 С каждым годом в детских садах растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

           Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются и становятся стойкими. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития дошкольников в дальнейшем.

       В целях профилактики речевых нарушений и возникновения вторичных нарушений мной была разработана дополнительная программа по оказанию образовательных услуг по разделу: «Логоритмика». Данная программа предполагает использование методов стимулирующего воздействия на процесс становления вербальной коммуникации детей с отклонениями в развитии речи. Воздействие на речевую функцию в сенситивном периоде позволит избежать роста числа задержки речевого развития, своевременно проводить профилактическую работу. Развитие компенсаторных возможностей ребенка, позволит успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде.

        Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Главный принцип достижения эффективности в работе индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.   

Программа рассчитана на один год обучения.

3.1.1.2. Цель и задачи реализации программы дополнительного образования

                                                            Цель Программы

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

                                                           Задачи Программы 

Коррекционные:

- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;

- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;

- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям

детей;

- развития голоса;

- развития дыхания;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

- развитие пространственного праксиса, гнозиса;

Образовательные:

- формировать умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать переключаемость и координацию движений;

-развивать ритмическую выразительность;

- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные: 

- воспитание и развитие чувства ритма;

-воспитывать способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

-воспитывать положительные личностные качества у (коллективизм. дисциплину);

- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства

Оздоровительные: 

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.

3.1.1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых

– поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности  детства как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка;

– учет индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

3.1.1.4. Предполагаемый результат

         При регулчрном проведении логоритмических занятий у детей будет происходит положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет сформировываться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, построению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

        Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

                                     3.2 Содержательный  раздел

Содержательный раздел представляет общее содержание образовательной программы дополнительного образования, обеспечивающее полноценное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

                         3.2.1. Содержание логоритмических занятий

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

  1. Структура логоритмических занятий

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия для детей в возрасте 3-4 лет 15 минут.

I.Вводная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и

ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного

тонуса;

II. Основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;

-упражнения на развития внимания, памяти:

-упражнение на развитие чувства темпа, ритма;

- упражнения на развитии координации речи с движением:

-слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;

III. Заключительная часть от 5 до 7 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.

  1. Перспективное планирование логоритмических занятий

Месяц

№ занятия

Название занятия

Октябрь

1

Солнышко и дождик

2

Тучка

3

Осенние листья

4

Осень в лесу

Ноябрь

5

Репка

6

Осенние подарки

7

До свиданья, птицы!

8

Холодно!

Декабрь

9

Зима в лесу

10

Дед Мороз спешит на елку

11

Украшаем елочку

12

Наступает Новый год

Январь

13

Новогодний праздник в лесу

14

Рукавичка

15

Снеговик

16

Кошка и котята

Февраль

17

Котята и щенок

18

У бабушки в гостях

19

Как снеговики солнце искали

20

Армейская карусель

Март

21

Как цыплята солнце будили

22

Новая столовая

23

В гости к нам пришли матрешки

24

Весеннее солнышко

Апрель

25

Весенняя капель

26

Прилетайте, птицы!

27

Весенний ручеек

28

Кораблик

Май

29

Утренние лучи

30

Петушок и его семья

31

Колечко

32

Бобровый пруд

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

1

Солнышко и дождик

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Пальчиковая игра «Прогулка»
  • Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
  • Игра «Прогулка и дождик»
  • Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

2

Тучка

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Пальчиковая игра «Дружба»
  • Ритмическая игра «Капли»
  • Шумовой оркестр
  • Игра «Прогулка и дождик»
  • Ритмическая игра «Прощание с дождем»
  • Пальчиковая игра «Прогулка»

3

Осенние листья

  • Обучать приемам массажа.
  • Развитие эмоциональной выразительности.
  • Формировать правильную осанку, походку.
  • Массаж «Дождик»
  • Упражнение «Лужа»
  • Ритмическая игра «Падают листья»
  • Двигательные упражнения «Осенние листочки»
  • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»
  • Танец-игра с листьями

4

Осень в лесу

  • Развитие чувства ритма.
  • Развивать координацию движений и моторных функций.
  • Формировать пространственные представления.
  • Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»
  • Динамическая пауза «Ветер»
  • Шумовой оркестр
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
  • Танец-игра с листьями
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

5

Репка

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Пальчиковая игра «Дом и ворота»
  • Закличка «Дождик»
  • «Огородный хоровод»
  • Массаж пальцев «Этот пальчик»
  • Ритмическая игра «Кто как идет»
  • Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
  • Двигательное упражнение «Репка»

6

Осенние подарки

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности, слуха.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»
  • Пальчиковая игра «Паучок»
  • Пальчиковая игра «Осенний букет»
  • Двигательные упражнения «Мишки»
  • Массаж «Грибной  дождик»
  • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
  • Игра «Маленький ежик»
  • Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд»

7

До свиданья, птицы!

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Танец «Веселые сапожки»
  • Физкультминутка «Клен»
  • Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  • Двигательные упражнения «Перелетные птицы»
  • Игра «Птички»
  • Пальчиковая игра «Птички»

8

Холодно!

  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
  • Ритмическое упражнение «Снежинки»
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»
  • Упражнение «Снег-снежок»
  • Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»

9

Зима в лесу

  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать переключаемость артикуляционного аппарата.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Физкультминутка «Метель»
  • «Зимняя игра»
  • Ритмическое упражнение «Снежок»
  • Ритмическая игра «Следы зверей»
  • Упражнение на развитие дыхания «Волки»
  • Игра «Догонялки»
  • Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

10

Дед Мороз спешит на елку

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
  • Физкультминутка «Дед Мороз»
  • Ритмическое упражнение «Снежинки»
  • Игра «Снежинки и Дед Мороз»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»
  • «Зимняя игра»

11

Украшаем елочку

  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Физкультминутка «Наша елка»
  • Аппликация «Бусы повесили»
  • Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят»
  • «Танец с фонариками»
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»

12

Наступает Новый год

  • Развитие воображения.
  • Развивать подвижность, переключать  артикуляционного аппарата.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
  • Танец кукол
  • Игра «Прятки»
  • Игра «Колпачок»

13

Новогодний праздник в лесу

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
  • Пьеса «На машине»
  • Ритмическая игра «Следы»
  • Стихотворение «Дед Мороз»
  • Двигательные упражнения «Лесные гости»
  • Игра «Заморожу»
  • Закличка «Морозушка – Мороз»

14

Рукавичка

  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Формирование правильной осанки.
  • Потешка
  • Ритмическая игра «Зайка»
  • Танец «Снежок»
  • Игра «Зайцы и волк»
  • Танец мишек

15

Снеговик

  • Развитие чувства ритма.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Потешка
  • Игра «Метелица»
  • Массаж «Снеговик»
  • Физкультминутка «Попляшите»
  • Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»

16

Кошка и котята

  • Развитие слуха.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»
  • Массаж тела «Заболела кисонька»
  • Ритмическая игра «Цапки»
  • Игра «Киса и мыши»

17

Котята и щенок

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Потешка
  • Игра «Киса и мыши»
  • Игра с собачкой
  • Ритмическая игра «Котенок и щенок»
  • Потешка «Кисонька-мурысонька»

18

У бабушки в гостях

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
  • Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
  • Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»
  • Игра «Щенок Митрошка»
  • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
  • Ритмическая игра «Оркестр»
  • Игра «Киса и мыши»
  • Пестушка «Хамочек»

19

Как снеговики солнце искали

  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Потешка
  • Массаж «Снеговик»
  • Физкультминутка «Снежная баба»
  • Ритмическая игра «Шагают снеговики»
  • Ритмическое упражнение «В лесу»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Двигательное упражнение
  • Игра «Зайка»

20

Армейская карусель

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Упражнение «Машины»
  • Физкультминутка «Эй, лошадка»
  • «Игра с лошадкой»
  • Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
  • Пальчиковая игра «Капитан»
  • Стихотворение «Самолет»
  • Игра «Космонавты»
  • Аппликация «Флажок»

21

Как цыплята солнце будили

  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие динамического слуха.
  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»
  • Пальчиковый массаж «Сорока»
  • Двигательные упражнения «Зайчик»
  • Ритмическая игра «Сапожки»
  • Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки»
  • Закличка «Солнышки»
  • Пальчиковая игра «Мама»

22

Новая столовая

  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Ритмическая игра «Письмо на снегу»
  • Музыкально-ритмическая игра «Строители»
  • Танец-игра «Вороны»
  • Массаж пальцев «Воробьи»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Самомассаж «Сорока»
  • Игра «Скворушки»

23

В гости к нам пришли матрешки

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Игра «Бубен»
  • Игра «Карусель»
  • Игра «Матрешки и мышки»
  • Танец «Мы – матрешечки»
  • Пестушка «Хамочек»

24

Весеннее солнышко

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Упражнение «Солнышко»
  • Игра на развитие мимических движений «Солнышко»
  • Игра «Солнышко»
  • Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
  • Ритмическая игра «Сосульки»
  • Игра «Щенок Митрошка»
  • Пьеса «Ну-ка, веселее!»
  • Игра «Скворушка»
  • Пальчиковая игра «Большие и маленькие»

25

Весенняя капель

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение на растяжение мышц «Потягушки»
  • Детская пестушка
  • Закличка «Солнышко»
  • Ритмическая игра «Капель»
  • Игра «Воробей»
  • Игра «Я бегу, бегу, бегу»

26

Прилетайте, птицы!

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Игра «Я бегу, бегу, бегу»
  • Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»
  • Игра-массаж ног «Строители»
  • Игра «Скворушки»
  • Игра «Замри»
  • Массаж пальцев «Воробьи»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

27

Весенний ручеек

  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Ритмическая игра «Барабан»
  • Игра «Ежик и мыши»
  • Ритмическая игра «Белочка»
  • Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка»
  • Игра «Вышел Мишка на лужок»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

28

Кораблик

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение «Цыплята»
  • Упражнение «Плавный подъем рук»
  • Ритмическая игра «Лягушки»
  • Игра «Ну-ка, зайка»
  • Закличка «Солнышко»
  • Дыхательное упражнение «Ветер»
  • Игра «Корабль пришел»

29

Утренние лучи

  • Развитие речевого дыхания.
  • Ориентировка в схеме собственного тела.
  • Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы.
  • Ритмическая игра «Курочки»
  • Пальчиковая игра «Цветы»
  • Дыхательное упражнение с цветами
  • Пестушка «Хамочек»
  • Упражнение «Потягушки»
  • Массаж тела «Умывание»
  • Пальчиковая игра «Ладушки»

30

Петушок и его семья

  • Развивать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать переключаемость движений.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.
  • Потешка «Петушок»
  • Двигательное упражнение «Петушиная семья»
  • Игра «Куры и петух»
  • Ритмическая игра «Курочки»
  • Упражнение «Цыплята»
  • Игра «Курочка, цыплята и кошки»
  • Стихотворение «Храбрый цыпленок»
  • Ритмическая игра «Кто как ходит»

31

Колечко

  • Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Упражнение «Мы посадим все цветы»
  • Танец с цветами
  • Упражнение для пальцев «Колечко»
  • Пальчиковая игра «Коготки»
  • Физкультминутка «Гуси на прогулке»
  • Ритмическая игра «Индюк и овечка»

32

Бобровый пруд

  • Развитие внимания.
  • Развитие равновесия.
  • Развивать координацию движений.
  • Двигательное упражнение «Олень»
  • Пальчиковая игра «Цветок»
  • Игра «Жуки»
  • Игра «Ритмическое эхо»
  • Пальчиковая игра «Ерши»
  • Ритмическая игра «На пруду»
  • Упражнение на равновесие «Аист»
  • Упражнение на развитие внимания «Аист»

                                   3.3. Организационный раздел

                 3.3.1. Учебно-методическое обеспечение

 Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  •  «Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;

по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
  • «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
  • «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;

по оздоровлению детей:

  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
  • «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
  • «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
  • «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
  • «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.

по музыкальному воспитанию:

  • «Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
  •  «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
  • «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко, Н.В.Дорониной;

3.3.2. Мониторинг усвоения программы.

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Уровни освоения программы:

  • Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
  • Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
  • Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Приложение

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______                                        Дата обследования:____________________

п/п

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет

Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»

Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике.

Данная программа полностью соответствует лекско-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности....

Дополнительная образовательная программа "Музыкальная логоритмика"

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...