Формирование связной речи у детей с ЗПР
статья по логопедии

Чуприна Наталия Юрьевна

В статье представлены основные направления логопедической работы по формированию связной речи дошкольников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_zpr.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у детей с ЗПР

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Развитие связной речи является наипервейшим и наивожнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся школы могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить свои собственные суждения, воспроизводить содержания текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи.

Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).

Развитие связной речи у детей с ЗПР является трудным проц2ессом, требующим использование особых методических приемов. Дети должны научиться не т олько пользоваться определенными словам и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей среды.

Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.

Основными задачами данных занятий для детей с ЗПР являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической  и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, и развитие речевых навыков

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет различные нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей с ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, т.к. в этот период психика ребенка наиболее пластична.

В коррекционной работе с детьми с ЗПР формирование связной речи превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы дефектолога, воспитателя родителей и ребенка.

В коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ЗПР основное внимание уделяется:

  • Формированию монологической речи;
  • Обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам);
  • Обучение рассказыванию разного вида.

Коррекционные задачи:

  • Обогащать зрительные представления
  • Развивать внимание
  • Стимулировать познавательную активность
  • Создавать условия для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений
  • Включать в предметно-практическую деятельность мыслиительные операции (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными)
  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка)
  • Закреплять развития у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки

Образовательные задачи

  • Учить высказывать и обосновывать свои суждения. Строить простейшие умозаключения
  • Формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов
  • Формировать навыки построения связных монологических высказываний
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения
  • Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений
  • Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия
  • Усвоение ряда языковых, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и т.д.), необходимых для составления речевых высказываний
  • Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Приемы развития связной речи у детей с ЗПР

  • Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
  • Пересказ рассказа с использованием магнитной доски (фланелеграфа). В этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на магнитной доске (фланелеграфе) с предметными картинками (игрушками).
  • Пересказ рассказа с опорой не серию сюжетных картин. Это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

Литература

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-пресс, 1997.

Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т.А., М. Педагогика, 1984

Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом «Грааль», 2001

Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. Под редакцией Мачихиной В.Ф., М. Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....