Конспект занятия по лексической теме "Армия"
план-конспект занятия по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
armiya.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Лексическая тема «Армия»
Конспект группового занятия 17.02.2020.
Цель: Систематизировать, расширить и закрепить представления по лексической теме «Армия»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Расширить словарь по теме
- Совершенствовать навык употребления существительных в косвенных падежах
- Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа.
2. Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать связную речь
3. Коррекционно-воспитательные
- Формировать интерес к занятию.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Словарь: армия, Родина, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, погоны, звезды, форма, погоны, пограничник, летчик, моряк, танкист, артиллерист, десантник, подводник; защищать, охранять, любить, работать, оберегать, служить, нести; трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно
Оборудование: картинки с изображением специальностей в армии, мешочек, погоны с разным количеством звезд, мяч, счетные палочки, образец для конструирования
Упражнение | Цель | Ход работы |
Организационный момент. | - Мотивация детей к работе - Активизация словаря по теме | Логопед зачитывает стихотворение (В. Степанова «Наша Армия») На горах высоких, на степном просторе Охраняет нашу Родину солдат. Он взлетает в небо, он уходит в море, Не страшны защитнику дождь и снегопад. Шелестят берёзы, распевают птицы, Подрастают дети у родной страны. Скоро я в дозоре встану на границе, Чтобы только мирные снились людям сны. - О ком это стихотворение? - В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это? - А кто «уходит в море»? - А кто стоит «в дозоре у границы»? - Как вы думаете, может один солдат защитит нашу огромную страну, наш народ?(Нет) - Правильно, недаром говорят: один в поле не воин. А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков. |
Упражнение «Кто служит в армии» | - Активизация словаря по теме - Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) | По предложению логопеда каждый ребенок достает из мешочка с изображением военной профессии и крепит ее на доске, проговаривая: «В армии я встретил танкиста» и т.д. Далее логопед с детьми обсуждает, чем занимается человек с той или иной специальностью. |
Пальчиковая гимнастика « Бойцы – молодцы». | - Развитие тонкой моторики пальцев рук | Пальцы эти – все бойцы – показать раскрытые ладони. Удалые молодцы Два больших и крепких малых – загибаем большие пальцы рук И солдат в боях удалых. Два гвардейца – удальца – загибаем указательные пальцы Два – сметливых молодца –загибаем средние пальцы Два героя безымянных – загибаем безымянные пальцы Но в работе очень рьяных! Два – мизинца – коротышки – сжимаем руки в кулаки Очень славные мальчишки! – хлопаем в ладоши |
Игра «Чьи погоны?» | - Активизация словаря по теме - Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) - Развитие фонематических процессов (деление слова на слоги, определение количества слогов в слове) | Логопед : У каждого военного есть свое звание. Оно определяет, кто кому будет подчиняться, кто кому будет отдавать приказы. А чтобы быстрее ориентироваться в званиях, на форме военных есть погоны, а на них – разное количество звезд. Обычно звание получают зависимости от заслуг и времени службы. Но мы будем раздавать погоны необычно – по количеству слогов в слове. Каждый ребенок выбирает одну из военных специальностей, определяет количество слогов названии специальности и крепит на доску соответствующий погон, проговаривая: «Эти погоны для танктста» и т.д. |
Подвижная игра «Пограничники» | - Развитие общей моторики, координации речи с движением | Тропинки лесные, Маршируют по кругу друг за другом Пахучие травы. За темным оврагом Останавливаются, прикладывают Простор полевой. «бинокль» к глазам, выполняют повороты Вечерней порою В дозор от заставы Идет пограничник, Маршируют по кругу друг за другом Страны часовой |
Упражнение с мячом «Что я делаю?» | - Совершенствование грамматического строя речи (учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа.) | Логопед: Служба у военных опасная и тяжелая, они много трудятся во время своей работы. На минуточку и мы представим себя военными. Логопед бросает ребенку мяч, называя глагол в 3-м лице ед.числа, ребенок возвращает его, изменяя на форму 1-го лица (логопед предварительно показывает пример). Идет – иду Марширует – марширую Стреляет – стреляю Летит – лечу Охраняет –охраняю Защищает – защищаю Служит –служу Оберегает – оберегаю Несет службу – несу службу |
Конструирование из счетных палочек (танк) | - Развитие зрительного восприятия и внимания - Развитие зрительно-моторной координации | Логопед раздает детям счетные палочки и предлагает сложить танк по образцу, при необходимости оказывает помощь |
Рефлексия | Закрепление полученных знаний | Какая тема занятия была у нас сегодня? Что нового вы узнали? |
Конспект подгруппового занятия 18.02.2020
см. О.В. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет. 2 альбом. Конспекты групповых занятий (с. )
Конспект группового занятия 20.02.2020г.
Цель: Систематизировать, расширить и закрепить представления по лексической теме «Армия»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Расширить словарь по теме
- Учить изменять форму глаголов 3-го лица множественного числа на форму 1-го лица множественного числа.
- Учить составлять предложения по картинкам.
2. Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные
- Формировать интерес к занятию.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Словарь: армия, Родина, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, погоны, звезды, форма, погоны, пограничник, летчик, моряк, танкист, артиллерист, десантник, подводник; защищать, охранять, любить, работать, оберегать, служить, нести; трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно
Оборудование: Дидактическая игра «Военные специальности», наборы для составления схем предложения, мяч, «разрезные картинки с изображением военной техники
Упражнение | Цель | Ход работы |
Организационный момент. Игра «Кому что нужно» | - Мотивация детей к работе - Активизация словаря по теме - Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) | Логопед предлагает вспомнить, о чем шла речь на прошлом занятии Затем просит правильно собрать пары картинок: военная профессия и предмет, который нужен этому военному (танкист – танк, моряк - корабль и т.д), проговаривая «Танкисту – танк» и т.д. |
Артикуляционная гимнастика «Язычок на военном корабле» | - Развитие подвижности мышц речевого периферического аппарата | Логопед рассказывает сказку, дети слушают и выполняют названные упражнения. Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…(упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ). На корабле несли службу моряки, и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок - готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»), пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой. |
Упражнение «Выложи схему» | - Совершенствование навыка анализа предложений | См.Н.В. Нищева «Конспекты логопедический занятий…», с.349 Танкист стоит около танка. Пограничник охраняет границу. Летит военный самолет. |
Упражнение « Передай мяч» | - Расширение словаря по теме - Обогащение экспрессивного словаря словами антонимами | Логопед предлагает детям рассчитаться по порядку на ½. Затем дает задания: 1-е номера проговаривают слова со словом они, 2-е – со слово мы. Логопед называет глагол, дети передают мяч по кругу, выполняя задание в соответствии со своим номером. Идти Маршировать Стрелять Летать Охранять Защищать Служить Оберегать Нести службу |
Упражнение «Разрезные картинки» | - Развитие зрительного восприятия и внимания - Активизация словаря по теме | Логопед предлагает собрать детям разрезные картинки. Затем называют получившиеся объекты (военная техника), обсуждают их предназначение. |
Физкультминутка «Военные летчики» | - Развитие общей моторики, координации речи с движением | Руки в стороны – в полет (Дети идут на носочках по кругу, руки в стороны) Отправляем самолет. Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.) Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.) Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.) |
Составление рассказов по серии сюжетных картинок | - Развитие связной речи (составление рассказов по картинкам) | Дети совместно с логопедом рассматривают несколько картинок, обсуждают, что изображено на картинке, какие действия выполняют герои и т.д. Затем каждый пробует самостоятельно или с помощью логопеда составить предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .
Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...
Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"
Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа
Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...
Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"
Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...
конспект занятия по лексической теме "Весна"
Совершенствование диалогической формы речи, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной выразительности речи, совершенствование навыка связного речевого выска...
Конспект занятия по лексической теме «Одежда» в старшей группе «Лучики»
Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; уч...