ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВАННЫХ СТРОК
статья по логопедии (старшая группа)
Аннотация: в данной статье отражено исследование состояния сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. Основное направление исследования это применение авторских стихотворений и рифмованных строк в коррекции словообразования у дошкольников со стертой дизартрией.
Ключевые слова и словосочетания: стертая дизартрия, словообразовательные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.pptx | 684.46 КБ |
statya_itogovaya.docx | 126.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В данный момент времени самой актуальной из проблем в логопедии является поиск подходящих путей помощи детям с речевыми нарушениями. Самая частая форма речевой проблемы в детском возрасте – это дизартрия и ее различные формы. Исследованиями и изучениями словообразования занимались такие учёные как: А.Н. Гвоздев, А. М. Шахранович , Т.Н. Ушакова и многие др. [4]. Актуальность именно этой темы вызвана тем, что у многих детей есть различные нарушения процесса словообразования. И степень проявления этих нарушений очень вариативна (от незначительного нарушения до полного непонимания значения средств языка).
Актуальность В рамках данной работы рассматривается проблема недостаточного изучения особенностей и навыков словообразовательной стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. К сожалению исследований, по данной проблеме не так уж много, и они не несли в себе системный характер. И вопрос об особенностях формирования словообразования у дошкольников старшего возраста со стёртой формой дизартрии на наш взгляд изучен не достаточно, именно этот факт подтверждает актуальность выбранной темы.
Констатирующий эксперимент Представленное исследование помогло определить особенности и уровень сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, для конкретизации дальнейшего маршрута коррекции. В констатирующем эксперименте принимали участие две группы детей. Экспериментальная группа включала в себя детей в возрасте от 5 и до 6 лет посещающие группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Всего детей в экспериментальной группе было 10: из них 5 девочек и 5 мальчиков. Из них 5 детей со стёртой дизартрией имеют ОНР III уровня развития, другие дети имеют ЗПР (задержку психического развития) и ЗРР (задержку речевого развития). Контрольная группа включала в себя детей в возрасте от 5 и до 6 лет посещающие группу общеразвивающей направленности. Всего детей в контрольной группе было 10: из них 5 девочек и 5 мальчиков с условной речевой нормой. То есть в эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методика исследования Основой для проведения исследования послужила адаптированная методика Т.В. Тумановой, состоящая из 2 серий заданий: в задачу 1 серии входит определение навыков у детей в ориентировке звукового состава слова, а в задачу 2 серии входит автономное образование производных имён существительных, прилагательных и глаголов от производной основы Все задания давались порционно и индивидуально как в 1 так и во 2 группе детей. Для того, что бы оценить умения детей в данной области была применена бальная и уровневая оценка, в последующем все это было переведено в процентное соотношение. Представленная система удобна при логопедическом обследовании, для дальнейшего выстраивания коррекционного маршрута.
Анализ полученных данных Рис. 1. Сравнение данных развития словообразования контрольной и экспериментальных групп на констатирующем этапе по адаптированной методике Т.В. Тумановой
Анализ полученных данных В ходе проведённого нами эксперимента были выделены наиболее часто встречающиеся ошибки и их особенности: неправильное соотношение уменьшительно ласкательных форм существительных с предметными картинками; ошибочное нахождение неверного варианта ответа прилагательного как правильного; смешение слов с многозначными аффиксами; формальные отказы от выполнения данных нами заданий, так как дети в свою очередь говорили, что не могут, выбрать картинку или не могут сделать правильно; при создании нового слова у детей отмечалось несоблюдение формальных условий организации звуковой и слоговой структуры слова, присутствовала неправильная постановка ударений и т.д.
Анализ полученных данных Таким образом, результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе дают нам право сделать вывод, что дошкольники со стёртой формой дизартрии испытывают большие трудности в усвоении навыков словообразования, по сравнению с детьми, имеющими норму речевого развити . Анализ результатов оценки состояния словообразования показал, что уровень развития этих процессов у детей со стёртой дизартрией ниже нормы для данной возрастной категории. Основываясь на анализе исследования, были определены направления логопедической работы по коррекции словообразования. Материал был подобран так, чтобы одновременно был пригоден для развития всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе логопедических занятий проводить упражнения и игры, направленные на развитие словообразованияв стихотворной форме.
Коррекция нарушений словообразования Так, например, в задании № 1 детям предлагалось образовывать слова суффиксальным способом. В помощь им послужили стихотворения, которые способствовали мотивации ребенка при выполнении задания. Слово мышь, оно простое, Но добавив суффикс онок Получаем вместо мыши- Слово мы мышонок. А вот в задании № 4 детям предлагалось образовывать сложные слова. В нём педагог читает для детей стихотворение, так же предлагает детям параллельно и слушать и запомнить, какие сложные слова они услышат в данном стихотворении. На луну летит ракета, А в ракете звездочёт. Звездочёту нужна смета Летит к звёздам на учёт .
Результаты контрольного эксперимента Рис.2. Сравнение данных развития словообразования контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе по адаптированной методике Т.В. Тумановой
Итоги исследования Проведённый контрольный эксперимент показал наличие ярко выраженной динамики в развитии компонентов словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Экспериментальный показатель у данной группы детей вырос на 25 %. Такой результат подтверждает практическую ценность выбранного нами комплекса игр и упражнений для работы на логопедических занятиях.
Итоги исследования Недостатки и нарушения словообразования у ребёнка со стёртой дизартрией самостоятельно формируются со значительным отставанием, поэтому необходима система логопедической коррекционной работы с использованием эффективных методов и приёмов. Стихотворения и рифмованные строки, способствуют развитию и активизации словаря в активной речи ребёнка дошкольника. Занятия и упражнениями позволяют развивать, обогащать и уточнять словарь ребёнка, нормализовать словообразование, повышают коммуникативную направленность речи дошкольников.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
1 слайд
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВАННЫХ СТРОК
Воробьева Алина Вячеславовна,
Учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки»
Городской округ город Бор
Аннотация: в данной статье отражено исследование состояния сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. Основное направление исследования это применение авторских стихотворений и рифмованных строк в коррекции словообразования у дошкольников со стертой дизартрией.
Ключевые слова и словосочетания: стертая дизартрия, словообразовательные навыки.
2 слайд
В данный момент времени самой актуальной из проблем в логопедии является поиск подходящих путей помощи детям с речевыми нарушениями. Самая частая форма речевой проблемы в детском возрасте – это дизартрия и ее различные формы. Исследованиями и изучениями словообразования при занимались такие учёные как: А.Н. Гвоздев, А. М. Шахранович, Т.Н. Ушакова и многие др. [4]. Актуальность именно этой темы вызвана тем, что у многих детей есть различные нарушения процесса словообразования. И степень проявления этих нарушений очень вариативна (от незначительного нарушения до полного непонимания значения средств языка).
3 слайд
В рамках данной работы рассматривается проблема недостаточного изучения особенностей и навыков словообразовательной стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
К сожалению исследований, по данной проблеме не так уж много, и они не несли в себе системный характер. И вопрос об особенностях формирования словообразования у дошкольников старшего возраста со стёртой формой дизартрии на наш взгляд изучен не достаточно, именно этот факт подтверждает актуальность выбранной темы.
4 слайд
Представленное исследование помогло определить особенности и уровень сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, для конкретизации дальнейшего маршрута коррекции.
В констатирующем эксперименте принимали участие две группы детей. Экспериментальная группа включала в себя детей в возрасте от 5 и до 6 лет посещающие группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Всего детей в экспериментальной группе было 10: из них 5 девочек и 5 мальчиков. Из них 5 детей со стёртой дизартрией имеют ОНР III уровня развития, другие дети имеют ЗПР (задержку психического развития) и ЗРР (задержку речевого развития). Контрольная группа включала в себя детей в возрасте от 5 и до 6 лет посещающие группу общеразвивающей направленности. Всего детей в контрольной группе было 10: из них 5 девочек и 5 мальчиков с условной речевой нормой. То есть в эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
5 слайд
Основой для проведения исследования послужила адаптированная методика Т.В. Тумановой, состоящая из 2 серий заданий: в задачу 1 серии входит определение навыков у детей в ориентировке звукового состава слова, а в задачу 2 серии входит автономное образование производных имён существительных, прилагательных и глаголов от производной основы [5].
Все задания давались порционно и индивидуально как в 1 так и во 2 группе детей. Для того, что бы оценить умения детей в данной области была применена бальная и уровневая оценка, в последующем все это было переведено в процентное соотношение. Представленная система удобна при логопедическом обследовании, для дальнейшего выстраивания коррекционного маршрута.
6 слайд
После выполнения констатирующего эксперимента по 10 заданиям, нами была получена статистика у контрольной и экспериментальной группы детей по их полученным баллам.
Рис. 1. Сравнение данных развития словообразования контрольной и экспериментальных групп на констатирующем этапе по адаптированной методике Т.В. Тумановой
7 слайд
В ходе проведённого нами эксперимента были выделены наиболее часто встречающиеся ошибки и их особенности: неправильное соотношение уменьшительно ласкательных форм существительных с предметными картинками; ошибочное нахождение неверного варианта ответа прилагательного как правильного; смешение слов с многозначными аффиксами; формальные отказы от выполнения данных нами заданий, так как дети в свою очередь говорили, что не могут, выбрать картинку или не могут сделать правильно; при создании нового слова у детей отмечалось несоблюдение формальных условий организации звуковой и слоговой структуры слова, присутствовала неправильная постановка ударений и т.д.
8 слайд
Таким образом, результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе дают нам право сделать вывод, что дошкольники со стёртой формой дизартрии испытывают большие трудности в усвоении навыков словообразования, по сравнению с детьми, имеющими норму речевого развити. Анализ результатов оценки состояния словообразования показал, что уровень развития этих процессов у детей со стёртой дизартрией ниже нормы для данной возрастной категории. Основываясь на анализе исследования, были определены направления логопедической работы по коррекции словообразования. Материал был подобран так, чтобы одновременно был пригоден для развития всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе логопедических занятий проводить упражнения и игры, направленные на развитие словообразованияв стихотворной форме.
9 слайд
Примером таких заданий послужили:
Так, например, в задании № 1 детям предлагалось образовывать слова суффиксальным способом. В помощь им послужили стихотворения, которые способствовали мотивации ребенка при выполнении задания.
Слово мышь, оно простое,
Но добавив суффикс онок
Получаем вместо мыши-
Слово мы мышонок.
А вот в задании № 4 детям предлагалось образовывать сложные слова. В нём педагог читает для детей стихотворение, так же предлагает детям параллельно и слушать и запомнить, какие сложные слова они услышат в данном стихотворении.
На луну летит ракета,
А в ракете звездочёт.
Звездочёту нужна смета
Летит к звёздам на учёт.
10 слайд
Рис.2. Сравнение данных развития словообразования контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе по адаптированной методике Т.В. Тумановой
11 слайд
Проведённый контрольный эксперимент показал наличие ярко выраженной динамики в развитии компонентов словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Экспериментальный показатель у данной группы детей вырос на 25 %. Такой результат подтверждает практическую ценность выбранного нами комплекса игр и упражнений для работы на логопедических занятиях.
12 слайд
Недостатки и нарушения словообразования словаря у ребёнка со стёртой дизартрией самостоятельно формируются со значительным отставанием, поэтому необходима система логопедической коррекционной работы с использованием эффективных методов и приёмов. Стихотворения и рифмованные строки, способствуют развитию и активизации словаря в активной речи ребёнка дошкольника. Занятия и упражнениями позволяют развивать, обогащать и уточнять словарь ребёнка, нормализовать словообразование, повышают коммуникативную направленность речи дошкольников.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2010. -183 с.
- Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией /В.А. Киселёва //Логопедия: методические традиции и новаторство /В.А. Киселёва. –Москва –Воронеж, 2003. -39-50 с.
- Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стёртой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций / Л.В. Лопатина // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – Москва; Воронеж, 2003.-108-112 с.
- Логопедия : [учеб. Для дефктол. Фак. Пед. Вузов. /Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. -3-е изд., перераб. И доп. – Москва.: ВЛАДОС, 1998.- 677 с.
- Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук. - Москва, 1997. - 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Закрепление упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."
Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...
«Система работы по развитию моторики у детей со стёртой формой дизартрии».
Стёртая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речи. Так как эти расстройства возникают вследствие невыраженного микроорганич...
Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....
«Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»
Статья отражающая проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией...