влияние мелкой моторики на развитие нервной деятельности дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Евтушенко Людмила Павловна

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motor.na_razv.nerv_.deyat_.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

Влияние мелкой моторики

 на развитие нервной деятельности дошкольников

 

учителя – логопеда

МАДОУ «Детский сад

 комбинированного

вида № 11 г. Шебекино»

Евтушенко Людмилы Павловны

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

 «Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат. которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

         Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.

 «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

          На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С самого момента рождения рука младенца движется. Однако, как отмечает Ф.Н. Шемякин, особенности этих движений таковы, что «заставляют говорить не о функциях руки, а лишь о предпосылках этих функций, т.к. ничего в них не специфично для руки».

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

А.В. Запорожец говорил, чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать её безграничные возможности в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий.

У младших дошкольников воспроизведение движений в соответствии со связанными с ними предметами или при наличии их игровых заместителей достигает довольно высокого уровня и составляет необходимый компонент большинства детских игр. Дети 3-5 лет изображают не способ действия и связанные с ним движения, а результат, который с помощью этого достигается. В 6-7 лет произвольность движений достигает высокой степени развития. Ребенок может воспроизвести предложенное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи — как основному средству общения взрослого с ребенком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние мелкой моторики на развитие дошкольника».Самообразование воспитателя Смирновой Н.Е.

Цель: —Установить связь развития мелкой моторики у ребенка с развитием речи и его умственным  развитием . Развивать мелкую моторику и координацию движений через различные виды деятельности...

Презентация на тему "Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников".

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений....

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой....

Влияние мелкой моторики на развитие речи у младших дошкольников

В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в развитии речи. Эта проблема является актульной для педагогов в работе. Задача педагога состоит в том, чтобы во время выявить эту проблему...

Игротренинг для родителей: "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

Истоки способностей и дарований детейНаходятся на кончиках пальцев.В. А. Сухомлинский....

Презентация по влиянию мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. На кончиках ...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников»

Истоки способностей и дарований детей  находятся на кончиках пальцев  В. А. СухомлинскийМелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками по...