Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников»
статья

Истоки способностей и дарований детей

  находятся на кончиках пальцев

  В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Речь – является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Связь между развитием речи и развитием мелкой моторики была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования, и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М.

Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей. Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры), так и извилистые линии и силуэты.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры и упражнения для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников»

Истоки способностей и дарований детей

  находятся на кончиках пальцев

  В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Речь – является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Связь между развитием речи и развитием мелкой моторики была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования, и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М.

Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей. Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры), так и извилистые линии и силуэты.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры и упражнения для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

В статье представлен материал, дающий представление о современном состоянии изученности вопроса влияния мелкой моторики на развитие речи детей....

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Вашему вниманию предлагается консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей», которая была проведена мною для родителей воспитанников МБДОУ "Детский с...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

Консультация для родителей«Влияние мелкой моторики на развитие речи»На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая ...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий не...