Диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Наталия Анатольевна

В материале представлены основные этапы проведения диагностического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Наполнение  заданий для диагностики и их сложность зависят от возраста ребенка. В представленном материале использованиы методические рекомендации и разработки Мазановой Елены Витальевны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи По метод рекомендациям Мазановой Елены Витальевны

Слайд 2

Цели и задачи обследования: Цель: Уточнение (постановка) заключения для дальнейшего планирования коррек-ционно-педагогического сопровождения. Обследование является частью системы мониторинговых мероприятий : Подготовка к обследованию (картинный материал, карта для обследования, изучение медицинских сведений и других данных о ребенке, необходимых для заполнения раздела: Анамнестические сведения. Проведение процедуры обследования (групповое, индивидуальное). Обработка результатов. Отражение результатов обследования после проведения количественного и качественного анализа . Разработка и написание ИОМ (индивидуально) или АООП (на группу). Подготовка справок отчетов и т.д. по результатом обследования.

Слайд 3

Этапы проведения обследования: Предварительный ( подготовительный, ознакомительный ) . Основной. (проведение обследования, деятельностный ) Заключительный. Формы проведения: Групповая. Индивидуальная (углубленное обследование) - способствует наиболее точному установлению уровня развития, но требует ОЧЕНЬ много времени.

Слайд 4

Предварительный (подготовительный). Л огопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания родов и раннего речевого развития. На что обращаем внимание: Характер беременности; Как проходили роды; Наличие и характер крика; Особенности веса и роста при рождении; Особенности вскармливания; Раннее развитие; Возможные перенесенные заболевания. Раннее речевое развитие: Социально-психологические факторы.

Слайд 5

2. Основной этап. Обследование артикуляционного аппарата (состояние мимической мускулатуры и артикуляционной моторики. Обследование моторики(общей, мелкой) Состояние познавательной сферы. Состояние устной речи (общее звучание, обследование по всем направлениям в импрессивной речи или в активе).

Слайд 6

3. Заключительный этап. Постановка логопедического заключения. Сообщение результатов обследования педагогам, которые будут принимать участие в дальнейшем коррекционно-педагогическом сопровождении. Сообщение результатов обследования родителям ребёнка. Переход на другие этапы системы мониторинга (выработка стратегии сопровождения, разработка и написание программ, индивидуальных планов и т.д.)

Слайд 7

2. Основной этап. Первые три направления ( артикуляционный аппарат, моторика и состояние познавательной сферы ) не имеют отражения в количественном и качественном мониторинге речевого развития ребёнка. Поэтому мы начнем рассмотрение обследования с блока – Состояние устной речи: Словарь. Грамматический строй. Связная речь. Звукопроизношение. Фонематическое восприятие. Слоговая структура.

Слайд 8

2. Основной этап. Номинативный словарь: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Части тела и лица Профессии людей Антонимы Названия детёнышей и птенцов Обобщение и классификация Части отдельных предметов Семантизация Синонимы Части отдельных предметов Части тела и лица Части тела и лица Части отдельных предметов Названия детёнышей и птенцов Обобщающие понятия Профессии людей Семантизация

Слайд 9

2. Основной этап. Словарь действий: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Действия по предъявляемому живому предмету Действия по голосу Действия близкие по значению Действия по предъявляемому предмету Действия по предъявляемому предмету Действия по способу передвижения Слова, обозначающие производимые действия Действия по голосу Действия по голосу Действия по способу передвижения Слова, обозначающие производимые действия Действия по способу передвижения

Слайд 10

2. Основной этап. Словарь признаков: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Признаки по цвету Антонимы Признаки по форме Признаки по вкусу Признаки по тактильным ощущениям Признаки по цвету Признаки по цвету Признаки по форме Признаки по форме Признаки по вкусу Признаки по вкусу Признаки по величине Признаки по величине Признаки по величине Признаки по тактильным ощущениям

Слайд 11

2. Основной этап. Словарь наречий и местоимений: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Подбор наречий к определенным предметам Наречия - антонимы Подбор притяжательных местоимений Подбор личных местоимений 3 лица

Слайд 12

2. Основной этап. Процессы словообразования: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Уменьшительно-ласкательные Название детенышей Название профессий Относительные прилагательные Название посуды Сложные слова Притяжательные прилагательные Приставочные глаголы Наречия Уменьшительно-ласкательные Уменьшительно-ласкательные Название детенышей Притяжательные прилагательные

Слайд 13

2. Основной этап. Грамматический строй речи: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Изменение существительных по числам Беспредложные конструкции Изменение глаголов по видам и временам ВНИМАНИЕ: обследование в понимании и употреблении Изменение глаголов по числам Предложные конструкции Согласование прилагательных с существительными Изменение существительных по числам Изменение существительных по числам Беспредложные конструкции в ед.ч. Предложные конструкции в ед.ч. Беспредложные конструкции в ед.ч. Изменение глаголов по числам

Слайд 14

2. Основной этап. Связная речь: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Самостоятельный рассказ-описание Пересказ Самостоятельный рассказ по серии сюжетных картин Пересказ Самостоятельный рассказ по серии сюжетных картин Самостоятельный рассказ по серии предметных картинок Самостоятельный рассказ по сюжетной картине Диалог Диалог Диалог Пересказ Самостоятельный рассказ-описание Самостоятельный рассказ-описание

Слайд 15

2. Основной этап. Звукопроизношение и фонематический слух: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Согласные позднего онтогенеза Дифференциация неречевых звуков Показ картинки на заданный звук Гласные Гласные Гласные Согласные раннего онтогенеза Согласные раннего онтогенеза Согласные раннего онтогенеза Дифференциация речевых звуков Звуковой анализ места звука в слове Звуковой синтез Дифференциация слов, сходных по звучанию Дифференциация неречевых звуков Дифференциация неречевых звуков Дифференциация речевых звуков Дифференциация речевых звуков Дифференциация слов, сходных по звучанию

Слайд 16

2. Основной этап. Слоговая структура: Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Воспроизведение звуковых цепочек, слогов, слов сложной слоговой структуры Воспроизведение ритмов Воспроизведение ритмов Воспроизведение ритмов Воспроизведение предложений Слоговой анализ Слоговой синтез Воспроизведение звуковых цепочек, слогов, слов разной слоговой структуры Воспроизведение гласных, простых согласных, слогов, слов простой слоговой структуры Воспроизведение фраз и предложений Воспроизведение фраз

Слайд 17

3. Заключительный этап. Грамотно проведенное обследование позволит поставить заключение, а материалы Речевой карты помогут спланировать содержание индивидуальной программы коррекционно-педагогического сопровождения. Результаты заносим в индивидуальные и групповые протоколы. Ф. И. ______________________________________ № ____ — сентябрь 200 г. — сентябрь 200 г. — январь 200 г. — январь 200 г. — июнь 200 г. — июнь 200 г. СЛОВАРЬ (100 б. =100%) общая сумма предметы действия признаки 1) (10 б.) 2) (10 б.) 3) (4 б.) 4) (4 б.) 1) (5 б.) 2) (9 б.) 3) (5 б.) 4) (10 б.) 5) (6 б.) 1) (6 б.) 2) (5 б.) 3) (3 б.) 4) (3 б.) 5) (12 б.) 6) (8 б.) Результаты мониторинга дошкольников _________ лет группа № ___ МБДОУ № ______ Учитель-логопед : ______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Статья «Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются следующие вопросы :Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи.Специфика раб...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Результаты диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В документе представлены данные диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, подтверждающие положительную динамику и устойчивость результата коррекции и развития воспитанников...

Игровые технологии в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».А.С. Макаренко...

Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2018-2019, 2019-2020 учебные годы

В процессе диагностики речевого развития ребенка   учитель-логопед  проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам,проводит диагностику словарного запаса ребенка и его п...

Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2020-2021уч.г., 2021-2022уч.г.

В процессе диагностики речевого развития ребенка   учитель-логопед  проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам, проводит диагностику словарного запаса ребенка и его ...