Формирование культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста. Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кожемяко Елена Николаевна
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Формирование культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста. Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков.
"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и.т.д.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т.о., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Пути формирования культурно-гигиенических навыков.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом.
При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание опыта ребёнка.
Планирование работы на учебный год
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приёмы |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | ||
Питание. | Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых. | Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать». Чтение: потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница Катенька». |
Одевание – раздевание | Учить доставать из шкафчика уличную обувь, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. | Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки». Дидактические упражнения: «Туфельки поссорились - подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику), где лежат наши вещи». Чтение: потешка «Наша Маша маленька», З.Александрова «Катя в яслях» |
Умывание | Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг друга, смывать мыло, полотенца, с помощью взрослого вытирать руки. Приучать пользоваться носовым платком. | Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют ручки», «Мама моет дочку». Чтение: потешки: «Водичка-водичка, умой моё личико», «Гуси лебеди летели». |
Декабрь, январь, февраль | ||
Питание. | Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами. | Чтение: потешки: «Идёт коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька - мурысонька», З. Александрова «Вкусная каша». |
Одевание – раздевание | Учить расстегивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застёгивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке. | Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей». Дидактическая игра «Уложим куклу спать». Чтение З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки». |
Умывание | Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место. | Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» беседа по ней. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Чтение: потешка «Водичка, водичка…» |
Март, апрель, май | ||
Питание. | Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу, не оставляя её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользовать салфеткой. | Игровая ситуация «Как мишка учился кушать» Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть на стол к обеду». Чтение: потешка «Уж я Ташюшечке пирог испеку», Е.Благина «Алёнушка». |
Одевание – раздевание | Продолжать учить застёгивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. | Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке». Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы». |
Умывание | Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком. | Дидактические упражнения: «Научим Мишку (зайку, куклу)правильно умываться», «Покажем Вини-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благтна «Алёнушка». |
Июнь, июль, август | ||
Питание. | Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды. | Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика». Дидактическое упражнение «Расскажем, как надо правильно кушать». Чтение С.Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает». |
Одевание – раздевание | Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застёжек. | Дидактические упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике». Чтение: И.Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки». |
Умывание | Закреплять навыки мытья рук и лица. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчёсывать короткие волосы. | рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С.Капутякин «Хлюп - хлюп». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста
Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...
Опытно - экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навык...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста на 2019-2020 учебный год
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста ДОУ...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста на 2019-2020 учебный год
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй младшей группе ДОУ...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
№ п/пТематика основных мероприятийМетодические задачи1Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка».Формировать у детей базовые культурно-гигиениче...