Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:
1.Вызвать желание учиться посредством мотивации.
2.Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка.
- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка.
- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей; усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.
Занятия строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.
Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на сопровождении.
Функции учителя-дефектолога:
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает ведущий вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность.