Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Задачи :
- Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;
- Формировать умение самостоятельно подбирать слова, подходящие к заданному ритму;
- Учить выделять ударный слог в слове и называть ударную гласную в слоге;
- Учить узнавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию на слух в импрессивной речи;
- Формировать умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце логопеда;
- Учить изменять темп, голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания;
- Разучить с ребёнком стихотворение, учить подражать образцу выразительного чтения, развивать длительный речевой выдох;
- Учить отгадывать загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_zanyatie_dlya_tani.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков
Задачи :
- Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;
- Формировать умение самостоятельно подбирать слова, подходящие к заданному ритму;
- Учить выделять ударный слог в слове и называть ударную гласную в слоге;
- Учить узнавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию на слух в импрессивной речи;
- Формировать умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце логопеда;
- Учить изменять темп, голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания;
- Разучить с ребёнком стихотворение, учить подражать образцу выразительного чтения, развивать длительный речевой выдох;
- Учить отгадывать загадки.
Оборудование:
1. Карточки, на которых повышение голоса обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз.
2. Сигнальные карточки с изображением соответствующей мелодики (вопросительный знак для вопросительных предложений, восклицательный знак для восклицательных предложений, точка для повествовательных предложений)
Ход занятия:
I. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку и отгадать загадки:
Дом её на белой туче, Есть, ребята, у меня
Но не страшен солнца лучик. Два серебряных коня.
Серебристая пушинка, Езжу сразу на обоих,
Шестигранная снежинка … (снежинка) Что за кони у меня?.. (коньки)
Зацепилась за карниз, Две дощечки на ногах
Головой свисает вниз. И две палочки в руках… (лыжи)
Акробатка – крохотулька,
Зимний леденец … сосулька.
Он из снега одного, Как – то на землю упало
Из морковки нос его. Прямо с неба одеяло
Чуть тепло – заплачет вмиг И сейчас же под собой
И растает … снеговик. Всё укрыло с головой ... (снег)
Катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
Сам на горку пешком я хожу ,
И коня своего за верёвку вожу.. (санки)
- Посмотри на картинку и отгадай загадки (логопед выкладывает на стол картинки с отгадками).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай, какое слово я загадала?» (логопед отхлопывает ритмический контура слова, сочетающийся с воспроизведением его слоговой структуры, а ребёнок определяет какое из слов – картинок подходит к заданному ритму).
ТА – та (лы – жи, сан – ки ) ; та – ТА (снеж – ки)
та – та –ТА ( сне – го – вик)
та – ТА – та ( со – суль – ка , сне – жин - ка)
(Каждый раз, когда ребёнок определил, какое из слов соответствует заданному ритмическому рисунку, логопед просит ребёнка самостоятельно воспроизвести ритм (отхлопать или отстучать) слова с одновременным проговариванием слов)
- А придумай своё слово, подходящее под этот ритм.
- Молодец, у слова кон - ки такой же ритмический рисунок, как и у слова снеж - ки
- Какой слог в этих словах мы произносим более протяжно? – второй
- Как называются такие слоги? – ударные
- Какой звук в слове коньки мы произносим более протяжно? – гласный [и]
- А какой звук в слове снежки мы произносим более протяжно? – тоже гласный [и]
Эти гласные, которые в слове мы произносили более протяжно, с большей силой - называются ударными.
II. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я люблю ходить по снегу, Ходьба на месте с высоким подниманием колен
И люблю играть в снежки. Имитация игры в снежки
Я люблю на лыжах бегать, Имитация движений лыжников
А ещё люблю коньки. Имитация движений конькобежцев
III. Посмотри на картинку, я буду рассказывать, а ты внимательно слушай. Если услышишь, что я о чём - то спрашиваю – подними карточку с вопросительным знаком. Если услышишь, что я говорю громко и радостно – поднимай карточку в восклицательным знаком. А если я буду говорить спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой.
«Ночью шел снег. Кругом сугробы. Ох, как холодно! На улице зима? Дети играют во дворе. Ты любишь играть в снежки? Дети катаются на санках с горки. Ух, как быстро мчатся сани! Хорошо зимой во дворе?»
- Молодец, ты справился с заданием, и верно определил интонацию, с которой я говорила.
- А теперь попробуй самостоятельно повторить восклицательные предложения: Ох, как холодно! Ух, как быстро мчатся сани!
- А теперь повтори с вопросительной интонацией: На улице зима?
Хорошо зимой во дворе?
- А ты любишь кататься с горки на санках? Что легче – скатиться с горы или подниматься на гору с санками? Мы сейчас про это разучим стихотворение.
Послушай внимательно: Я веду, веду, веду саночки на поводу.
Сверху санки быстро мчат, а на гору не хотят.
- Как ты думаешь, почему первую строчку стихотворения я произносила в замедленном темпе, а при чтении второй строчки я увеличила громкость и темп?
- Верно, сначала я голосом показала, что на гору мальчик поднимается медленно, поэтому и я говорила медленно, а потом я ускорила темп произношения, показав, что с горы санки мчатся быстро.
- Сейчас я ещё раз повторю стихотворение, а ты хлопай в ладоши в том темпе, в котором я буду читать текст. Если моя речь будет ускоряться, то есть переходить от медленного темпа к быстрому, то и ты тоже ускоряй свои движения. Слушай внимательно.
- Молодец, ты правильно показал ритм этого стихотворения.
- Давай повторим стихотворение сначала вместе, а потом ты попробуешь рассказать самостоятельно.
- Молодец, ты очень хорошо поработал: отгадал мои загадки, выучил стихотворение, правильно подобрал слова к ритму, который я отстучала.
- А какое задание тебе понравилось больше всего? Расскажи дома стихотворение, которое мы с тобой выучили сегодня на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих недоразвитие фонетического строя речи...
Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»
Своей статьёй я хочу привлечь внимание родителей к нарушению произношения отдельнызх звуков (НПОЗ). Дать разяснение к часто встречающимся вопросам или даже возмущениям родителей, такие как &laqu...
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия с воспитанниками подготовительной группы с нарушением произношения отдельных звуков "Тайны гор".
Представленный материал содержит план - конспект проведения интегрированного логопедического занятия и презентацию в 2-х частях с иллюстрациями. Будет полезен в работе учителям - логопедам и вос...