Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Татьяна Болгова

Задачи :

  1. Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;
  2. Формировать умение самостоятельно подбирать слова, подходящие к заданному ритму;
  3. Учить  выделять ударный слог в слове и называть ударную  гласную в слоге;
  4. Учить узнавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию на слух в импрессивной речи;
  5. Формировать умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце логопеда;
  6. Учить изменять темп, голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания;
  7. Разучить с ребёнком стихотворение, учить подражать образцу выразительного чтения, развивать длительный речевой выдох;
  8. Учить отгадывать загадки.

                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_zanyatie_dlya_tani.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического  занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков

Задачи :

  1. Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;
  2. Формировать умение самостоятельно подбирать слова, подходящие к заданному ритму;
  3. Учить  выделять ударный слог в слове и называть ударную  гласную в слоге;
  4. Учить узнавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию на слух в импрессивной речи;
  5. Формировать умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце логопеда;
  6. Учить изменять темп, голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания;
  7. Разучить с ребёнком стихотворение, учить подражать образцу выразительного чтения, развивать длительный речевой выдох;
  8. Учить отгадывать загадки.

Оборудование:

1. Карточки, на которых повышение голоса обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз.

2. Сигнальные карточки с изображением соответствующей мелодики (вопросительный знак для вопросительных предложений, восклицательный знак для восклицательных предложений, точка для повествовательных предложений)

                                                        Ход занятия:

 

I.  Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку и  отгадать загадки:

Дом её на белой туче,                                                    Есть, ребята, у меня                                        

Но не страшен солнца лучик.                                        Два серебряных коня.          

Серебристая пушинка,                                                   Езжу сразу на обоих,

Шестигранная снежинка … (снежинка)                        Что за кони у меня?.. (коньки)

Зацепилась за карниз,                                                    Две дощечки на ногах                  

Головой свисает вниз.                                                    И две палочки в руках… (лыжи)

Акробатка – крохотулька,

Зимний леденец …  сосулька.                

Он из снега одного,                                             Как – то на землю упало                                      

Из морковки нос его.                                           Прямо с неба одеяло

Чуть тепло – заплачет вмиг                                 И сейчас же под собой

И растает … снеговик.                                        Всё укрыло с головой ... (снег)

Катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

Сам на горку пешком я хожу ,

И коня своего за верёвку вожу..  (санки)

- Посмотри на картинку и отгадай загадки (логопед выкладывает на стол картинки с отгадками).

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай, какое слово я загадала?» (логопед отхлопывает ритмический контура слова, сочетающийся с воспроизведением его слоговой структуры, а ребёнок  определяет какое из слов – картинок  подходит к заданному ритму).  

ТА  – та   (лы – жи,  сан – ки ) ;    та  – ТА  (снеж – ки)

та – та –ТА   ( сне – го  – вик)

та – ТА – та ( со – суль – ка ,  сне – жин - ка)

(Каждый раз, когда ребёнок определил, какое из слов соответствует заданному ритмическому рисунку, логопед просит ребёнка самостоятельно воспроизвести ритм (отхлопать или отстучать) слова с одновременным проговариванием слов)

- А придумай своё слово, подходящее под этот ритм.

- Молодец, у слова кон - ки  такой же ритмический рисунок, как и у слова снеж - ки

- Какой слог в этих словах мы произносим более протяжно? – второй

- Как называются такие слоги? – ударные  

- Какой звук в слове коньки мы  произносим более протяжно? – гласный [и]

- А какой звук в слове снежки мы  произносим более протяжно? –  тоже гласный [и]

Эти гласные, которые в слове мы произносили более протяжно, с большей силой - называются ударными.

II. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я люблю ходить по снегу,          Ходьба на месте с высоким подниманием колен

И люблю играть в снежки.          Имитация игры в снежки

Я люблю на лыжах бегать,          Имитация движений лыжников

А ещё люблю коньки.                 Имитация движений конькобежцев

III. Посмотри на картинку, я буду рассказывать, а ты внимательно слушай. Если услышишь, что я о чём - то спрашиваю – подними карточку с вопросительным знаком. Если услышишь, что я говорю громко и радостно – поднимай карточку в восклицательным знаком. А если я буду говорить спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой.

«Ночью шел снег. Кругом сугробы. Ох, как холодно! На улице зима? Дети играют во дворе. Ты любишь играть в снежки? Дети катаются на санках с горки. Ух, как быстро мчатся сани! Хорошо зимой во дворе?»

- Молодец, ты справился с заданием, и верно определил интонацию, с которой я говорила.

- А теперь попробуй самостоятельно повторить восклицательные предложения:  Ох, как холодно! Ух, как быстро мчатся сани!

- А теперь повтори с вопросительной интонацией: На улице зима?

Хорошо зимой во дворе?

- А ты любишь кататься с горки на санках? Что легче – скатиться с горы или подниматься на гору с санками? Мы сейчас про это разучим стихотворение.

Послушай внимательно:   Я веду, веду, веду саночки на поводу.

                                          Сверху санки быстро мчат, а на гору не хотят.  

- Как ты думаешь, почему первую строчку стихотворения я произносила в замедленном темпе, а при чтении второй строчки я увеличила громкость и темп?

- Верно, сначала я голосом показала, что на гору мальчик поднимается медленно, поэтому и я говорила медленно, а потом я ускорила темп произношения, показав, что с горы санки мчатся быстро.

- Сейчас я ещё раз повторю стихотворение, а ты хлопай в ладоши в том темпе, в котором я буду читать текст. Если моя речь будет ускоряться, то есть переходить от медленного темпа к быстрому, то и ты тоже ускоряй свои движения. Слушай внимательно.

- Молодец, ты правильно показал ритм этого стихотворения.

- Давай повторим стихотворение сначала вместе, а потом ты попробуешь рассказать самостоятельно.

- Молодец, ты очень хорошо поработал: отгадал мои загадки, выучил стихотворение, правильно подобрал слова к ритму, который я отстучала.

 - А какое задание тебе понравилось больше всего? Расскажи  дома стихотворение, которое мы с тобой выучили сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»

Своей статьёй я хочу привлечь внимание родителей к нарушению произношения отдельнызх звуков (НПОЗ). Дать разяснение к часто встречающимся  вопросам или даже возмущениям родителей, такие как &laqu...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия с воспитанниками подготовительной группы с нарушением произношения отдельных звуков "Тайны гор".

Представленный материал содержит план - конспект  проведения интегрированного логопедического занятия и презентацию в 2-х частях с иллюстрациями. Будет полезен в работе учителям - логопедам и вос...