Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»
статья по логопедии
Своей статьёй я хочу привлечь внимание родителей к нарушению произношения отдельнызх звуков (НПОЗ). Дать разяснение к часто встречающимся вопросам или даже возмущениям родителей, такие как «я этого не слышу!», «с возрастом всё встанет на место!», «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья. «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»
В последнее время часто наблюдается нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста от тяжелых нарушений речи и общего недоразвития речи до произношения отдельных звуков. Если в первом случаи это заметно и родителям и окружающим, то нарушения произношения отдельных звуков не всегда слышат родители и как следствие не уделяют этому должного внимание. Причины этого могут быть разные возможно, и Вы слышали это от родителей: «я этого не слышу!», «с возрастом всё встанет на место!», «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает?». В своей статье я хочу осветить ответы на эти вопросы, а также что будет, если не уделять этому внимание.
На что следует обратить внимание родителей, если они утверждают «я этого не слышу». Родители привыкают к речи своих детей и не могут в связной речи отличить правильное произношение от дефектного. В таком случаи не следует призывать к слуху родителей, а лучше обратиться к методической литературе и желательно с наглядным картинным материалом.
На мой взгляд, самый удобный вариант это «Артикуляция звуков в графическом изображении.» Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М.,редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.
В данном пособия наглядно виден правильный артикуляционный уклад при произнесении каждого звука.
Ведь многие взрослые не задумываются куда ставить язык при произнесении каждого звука, у них всё это отработано до автоматизма.
И тут постановку звуков хочется сравнить с письмом, ведь когда ребёнок учиться писать, то сначала он пишет палочки, галочки и соединения, затем переходит на буквы, слова, предложения и в последнюю очередь это тексты. Так и при постановке звуков, чтобы язык в речи занимал нужное положение, и мы слышали не дефектный звук необходимо пройти ряд упражнений и заданий.
Разберём на примере нарушенного произношения звука [Л].
Ребёнок говорит (уось вместо лось, уапа вместо лапа и т.д.)
Наблюдаем у ребёнка дефектное произношение и соответственно неправильный артикуляционный уклад (рисунок 1)
Рисунок 1. Артикуляционный уклад при замене «Л» на «У»
При правильном произнесении звука [Л], артикуляционная поза другая (рисунок 2)
Рисунок 2. Артикуляционная поза при правильном произнесении звука «Л»
Если так подробно и наглядно объяснить все тонкости, то это поможет привлечь внимание родителей к дефектному произнесению звука и дальнейшей коррекционной работе.
Теперь перейдём к одному из распространенных ответом родителей «с возрастом всё встанет на место». Конечно на возраст следует обращать внимание, но до какого времени стоит не переживать за речь детей. А когда следует уделить на это внимание и не упустить момент коррекционной работы. Есть допустимые возрастные нормы и возраст, когда у ребёнка уже закрепилось дефектное произношение в связи с неправильным артикуляционным укладом. Развитие звуковой стороны в норме можно сравнить по рисунку 3, который можно сверить в учебном пособии Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003
Рисунок 3. Развитие звуковой стороны речи в норме
Если к определённому возрасту ребёнка звук ещё не появился в речи или звучит дефектно (например звук [Р] произносится горлом или «картаво») не стоит ждать улучшений, а лучше обратиться к специалисту.
И почему же всё таки следует обращаться к специалисту для коррекционной работы по звукопостановке в дошкольном возрасте, как говорят родители «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает».
Недостатки произношения могут отражаться на письме (дисграфия) уже в школе это доказано многими исследователями, первоисточник М. Е. Хватцев, который выделил виды дисграфии (рисунок 4) актуальные и на сегодняшний день:
1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.
Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.
В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.
Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.
2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.
3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.
4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.
При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — к, п. — и, с — о, и — ш, л — м.
5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.
Рисунок 4. Классификация дисграфий Хватцева М.Е.
На сегодняшний день наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена (рисунок 5).
Рисунок 5 . Классификация дисграфий
разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена
В конце хочется обратиться к родителям, не ждите, не сомневайтесь доверьтесь и действуйте, чтобы избежать последствий в дальнейшем и учебный процесс в школе для Вашего ребёнка проходил с легкостью.
Автор статьи: учитель-логопед Туганова Ирина Ивановна
Список литературных источников
1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М., редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
3. Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих недоразвитие фонетического строя речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков
Задачи :Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;Формиро...
Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
В консультации представлены этапы автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи, предложены игры и упражнения, используемые на каждом из данных этапов....
Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и ...
Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с общим недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервно...
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия с воспитанниками подготовительной группы с нарушением произношения отдельных звуков "Тайны гор".
Представленный материал содержит план - конспект проведения интегрированного логопедического занятия и презентацию в 2-х частях с иллюстрациями. Будет полезен в работе учителям - логопедам и вос...