Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Шуклина Ольга Александровна

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.
Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников. Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе для детей с ЗПР.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

Дети, имеющие неблагоприятные социальные факторы развития (условия воспитания, дефицит внимания и пр.)

Дети с генетически обусловленной недостаточностью ЦНС

Дети, перенесшие интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства

Дети со слабовыраженными органическими повреждениями головного мозга, врожденными или возникшими во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни

Именно с такой категорией детей мы и работаем.

Сегодня хочется поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ЗПР) во взаимодействии дефектолога и логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

Подготовила: учитель-логопед О.А.Шуклина

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.
Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников. Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе для детей с ЗПР.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

Дети, имеющие неблагоприятные социальные факторы развития (условия воспитания, дефицит внимания и пр.)

Дети с генетически обусловленной недостаточностью ЦНС

Дети, перенесшие интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства

Дети со слабовыраженными органическими повреждениями головного мозга, врожденными или возникшими во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни

Именно с такой категорией детей мы и работаем.

Сегодня хочется поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ЗПР) во взаимодействии дефектолога и логопеда.

Каковы же общие формы нашего взаимодействия?

1. Обсуждаем и планируем работу на год.

Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно- тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки.

Параллельно нами отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.

2. Проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития на каждого из них.

3. Планируем консультации с педагогами для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.

4. Планируем консультации с родителямис целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.

В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение открытых занятий, семинаров-практикумов, ведении проектной деятельности, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, совместном участии в конференциях, публикациях статей в сборниках.

Документацией, отражающей наше взаимодействие, являются:

Индивидуальные образовательные маршруты;

Проектировочно-аналитичекие папки каждого специалиста;

Документация по распределению рабочего времени;

Тетради и папки индивидуальных и подгрупповых занятий;

Тетрадь взаимодействия с воспитателями;

Тетрадь взаимодействия с родителями;

Представленные формы нашего взаимодействия строятся на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.

Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.

Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.

Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.

Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.

На подгрупповых занятиях учитель-дефектолог осуществляет ознакомление детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления.

В это же время учитель-логопед формирует лексико-грамматический строй языка и развивает связную речь детей, а также формирует звукопроизношение и занимается подготовкой к обучению грамоте.

В средней группе нами проводятся как отдельные занятия по сенсомоторному развитию (дефектологом) и формированию фонематического восприятия и звукопроизношения (логопедом). Далее эти задания включаются как во фронтальные, так и в индивидуальные занятия.

Для подготовки данных видов занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.

Далее в презентации представлены некоторые цели и примеры игровых упражнений из нашего опыта работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (категории детей с ЗПР). Материал демонстрирует решение общих коррекционных задач двумя специалистами, но в рамках своей компетенции.

На начальных этапах коррекционно-развивающего воздействия важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений этой работы является развитие тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура).

А учитель-логопед, в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Другим примером по развитию сенсорного восприятия является работа дефектолога по развитию пространственных и временных представлений у детей: дефектолог учит ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно тела другого человека и в пространстве; ведет работу по формированию последовательности временных понятий.

А учитель-логопед решает те же задачи путём формирования предложно-падежных конструкций и развития временных представлений при пересказах и составлении рассказов.

Развитие памяти

Учитель-дефектолог ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов; на слайде продемонстрировано задание, где ребенок запоминает несколько картинок, потом определяет какого предмета не стало или что-то могло  измениться, должен найти недостающую и прочие вариации.

В то же время учитель-логопед развивает вербальную память посредством проговаривания предложений с отстукиванием и без отстукивания ритма (так называемое письмо «без правил» на оживление чувства языка, которое базируется на речитативе).

Важным аспектом в развитии ребенка является устойчивое и качественное внимание.

Например, для коррекции и развития зрительного внимания дефектолог использует игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец и пр.)

А Учитель-логопед, решая задачи на развитие зрительного внимания, предлагает занимательные игры на материале изучения букв, например: «Помоги червячку найти правильную букву» или же игра «Собери слово» и пр.

Для развития слухового внимания учитель-дефектолог предлагает детям прослушать музыкальные инструменты и  выполнить соответствующие им движения, следуя инструкции педагога.

А учитель-логопед для развития того же слухового внимания просит ребёнка послушать и запомнить последовательность звуков музыкальных инструментов, а затем верно их воспроизвести.

Отдельным блоком по формированию познавательной деятельности стоят задачи по развитию мыслительных операций. Для формирования аналитико-синтетической деятельности может использовать, например, задания типа «парные аналогии».

А учитель-логопед ведёт работу по обучению звукобуквенному анализу и синтезу, например, в задании на составление слова из букв по первым звукам этого слова.

Важно детей научить обобщать предметы, исключать по различным признакам. С этой целью дефектолог предлагает игры «Что лишнее?», по функциональному или ситуативному признаку.

Решая те же задачи, учитель-логопед развивает, предлагает игры  «4-й лишний» - на материале изучения лексических тем по принципу обобщений – «Назови одним словом».

В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы, находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом, способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам).

А у учителя-логопеда может быть игра на использование сравнения при употреблении слов антонимов. Например, дети учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека. И что немало важно: сами демонстрируют их на себе, тем самым не только проговаривая необходимые слова-антонимы, но и переживая их.

Не менее важным является процесс формирования такой мыслительной операции, как классификация. Учитель-дефектолог может предложить игру «Кому что нужно»: какие инструменты нужны повару для работы?)

Важным в работе логопеда является научить классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.

Преследуя цель «Развить воображение детей», учитель-дефектолог может предложить Игру «На что это похоже?»: дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок.

А учитель-логопед, развивая воображение, использует мнемокарточки и мнемотаблицы при пересказах и составлении рассказов, например, назови цвет посуды - это изображение цветных фигур.

Развитие речи 

Одной из основных задач учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и их дифференциация).

Начиная с этапа автоматизации звуков в словах, учитель-дефектолог на своих занятиях осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей. С этой целью логопед консультирует коллегу по поводу того, над какой группой звуков ведется работа в данный момент.

Развивая фонематический слух, учитель-логопед предлагает детям, например, игру «Домики» на определение позиции заданного звука в словах.

А учитель-дефектолог решает эту же задачу в процессе развития слухоречевой памяти (например, предлагая запомнить и повторить слова: дом-том-ком-гном)

Работая над слоговой структурой слова, учитель-логопед, например, учит детей менять в слове слоги местами и получать таким образом новое слово.

А учитель-дефектолог осуществляет контроль за произнесением слов сложной слоговой структуры, предлагая детям задания с предварительно подобранными «сложными» словами, например,  при составлении логических задач, типа: в аквариуме больше рыб или карасей?)

Работа по развитию лексико-грамматических категорий учителем-логопедом ведётся в процессе словоизменения и словообразования, например, в играх «Паровозик» и «Собери семейку слов».

А учитель-дефектолог одновременно ведёт контроль над грамматически правильным произнесением фразы в процессе применения игр на развитие ВПФ. Важно не только сообразить и показать правильный ответ, но и правильно его сформулировать.

Важной составляющей в речевом развитии является наличие связной речи. Для развития связного речевого высказывания логопед учит детей составлять описательные рассказы.

А учитель-дефектолог решает ту же задачу например, при использовании «Нелепиц», где ребенок должен «красиво» объяснить, почему не согласен с художником.

При обучении грамоте учитель-логопед учит детей, например, дифференцировать понятия «звук-буква».

А учитель-дефектолог использует знание букв при выполнении различных заданий в процессе развития ВПФ (например, корректурные пробы, где основной целью является развитие объема и концентрации внимания).

Огромный блок в работе дефектолога – это блок «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)».

Специалист обучает детей порядковому и количественному счету в пределах 20-ти.

Решая эту же задачу, учитель-логопед учит детей определять количество звуков, букв, слогов в слове, слов в предложении.

Учитель-дефектолог учит детей  сравнивать и уравнивать количество предметов (например, ребенок должен определить: и чего больше на картинке? Или же сделать так, чтобы предметов стало поровну) .

А учитель-логопед обучает сравнению слов по количеству звуков или букв.

Одним из важнейших видов деятельности является решение арифметических задач, поскольку это способствует развитию элементов логического мышления и связной речи. Учитель-дефектолог учит детей решать задачи на сложение и вычитание с опорой на наглядность.

А учитель-логопед, преследуя те же цели, ведёт работу по обучению детей преобразованию предложений, например, в задании «Добавь еще одно слово в предложение».

На занятиях с дефектологом дети учатся отсчету предметов в пределах 10-ти (например, достань из мешочка 5 матрешек; проверь и скажи, сколько всего матрешек ты достал).

А на занятиях с логопедом дети учатся согласовать имена существительные с именами числительными, например, посредством задания «Достань из мешочка 10 утят, считай вслух и называй предмет. Проверь и скажи, сколько всего утят ты достал.

Нами ведется одновременная работа по предупреждению проблемы зеркального письма, но на разном материале, например, при лепке цифр и букв, в задании на нахождение правильного их направления, в заданиях на штриховку.

Также нами ведется работа по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также по формированию зрительно-моторной координации.

Таким образом, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ (категории ЗПР).

Система взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ЗПР и

с нарушением интеллекта

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатель

1.Проведение обследования уровня познавательного развития детей и распределение детей на подгруппы для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Проведение обследования речевого развития детей и распределение детей на подгруппы для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Проведение обследования развития дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, коммуникативной).

2. Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми

3. Проведение коррекционной непосредственно образовательной деятельности по формированию высших психических функций, элементарных математических представлений, познанию окружающего мира и социальной действительности.

Проведение коррекционной логопедической фронтальной, подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с детьми на основе комплексно-тематического планирования.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по конструированию, формированию сенсорного восприятия, изобразительной деятельности, ознакомлению с художественной литературой на основе комплексно-тематического планирования.

4. Формирование звуковой культуры речи детей при проведении непосредственно образовательной деятельности на основе проведённой логопедом работы по коррекции произносительной стороны речи. Контроль и автоматизация звукопроизношения в совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми.

Проведение коррекции нарушений произносительной стороны речи и слоговой структуры слова в индивидуальной работе на основе развития слухового восприятия и фонематического слуха. Контроль и автоматизация произношения детьми в повседневной жизни ранее поставленных звуков. Индивидуальная работа с детьми по закреплению звукопроизношения с использованием игрового и дидактического материала.

Формирование звуковой культуры речи детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей на основе работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога по коррекции произносительной стороны речи. Контроль и автоматизация произношения детьми в повседневной жизни звуков, поставленных логопедом. Индивидуальная работа с детьми по закреплению звукопроизношения с использованием игрового и дидактического материала, рекомендованного логопедом.

5. Проведение подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию и обогащению словарного запаса детей на основе расширения кругозора детей и формирования целостной картины мира.

Проведение подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию и обогащению лексики детей на основе комплексно-тематического планирования и предварительной работы, проведенной воспитателем и учителем-дефектологом. Индивидуальная работа с детьми по уточнению и активизации словаря.

Формирование, обогащение и активизация словарного запаса детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми (игровая деятельность, наблюдения, экскурсии, поисково-экспериментальная и проектная деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.) на основе комплексно-тематического планирования. Индивидуальная работа с детьми по уточнению и активизации словаря при помощи дидактических игр.

6. Закрепление и контроль правильности употребления детьми грамматических форм и категорий при проведении непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Проведение подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей грамматических категорий и форм на основе комплексно-тематического планирования. Коррекция нарушений грамматического строя речи в индивидуальной работе с детьми на основе обследования речевого развития детей

Формирование грамматического строя речи детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей на основе занятий логопеда. Контроль правильности употребления детьми грамматических форм и категорий в повседневной жизни. Индивидуальная работа с детьми по закреплению употребления грамматических категорий и форм с использованием игрового и дидактического материала, рекомендованного логопедом.

7. Закрепление и контроль навыков связной речи при проведении непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Проведение подгрупповых занятий по формированию структуры и всех форм связной речи детей на основе комплексно-тематического планирования.

Формирование навыков связной речи детей в повседневной жизни. Закрепление навыков связной речи в индивидуальной работе с детьми на основе рекомендаций логопеда.

8. Формирование коммуникативных навыков детей на коррекционных подгрупповых и индивидуальных занятиях на основе комплексно-тематического планирования. Воспитание культуры речи.

Формирование коммуникативных навыков детей на коррекционных подгрупповых и индивидуальных занятиях на основе комплексно-тематического планирования. Воспитание культуры речи.

Формирование коммуникативных навыков детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей на основе развития всех компонентов речи. Воспитание культуры речи.

9. Формирование предпосылок учебной деятельности (оптико-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки, подготовка к обучению грамоте, умение действовать по инструкции) на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми на основе комплексно-тематического планирования.

Формирование предпосылок учебной деятельности (оптико-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки, подготовка к обучению грамоте, умение действовать по инструкции) на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми на основе комплексно-тематического планирования.

Формирование предпосылок учебной деятельности (пространственная ориентировка, графические навыки, умение действовать по инструкции) на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности на основе комплексно-тематического планирования.

10. Совместное планирование и проведение интегрированных занятий, досугов с детьми.

11. Совместный мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы.

12. Совместное взаимодействие с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

План работы Городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Троицк Челябинская область.

В рамках реализация методического объединения учителей-логопедов осуществляется повышение профессионализма учителей-логопедов, развитие их творческого потенциала в соответствии с новыми требованиями Ф...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ.Речь пойдет об организации  взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с детьми с особыми образо...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...