Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
консультация (подготовительная группа)
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_uch.-log._s_roditelyami_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 8.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Консультирование уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Применяется консультирование как одна из форм работы. В настоящее время этот термин рассматривается с различных позиций и в рамках разных научных дисциплин.
Толковый словарь даёт следующее определение понятию «консультация»: совет, разъяснение, даваемое специалистом. Отсюда консультироваться, значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Консультирование как метод - это, прежде всего различные формы бесед, способы ведения разговора логопеда с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями детей-логопатов, имеющих речевые нарушения.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляют через традиционные формы работы с родителями:
родительские собрания;
посещение логопедических занятий;
дни открытых дверей;
совместные практикумы;
индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
информационные стенды;
индивидуальные буклеты для родителей;
анкетирование.
Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.
газета дошкольного учреждения;
общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
использование сайта сада;
детско-родительские занятия интегрированного характера;
возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.
Формы работы учителя - логопеда с родителями делятся на три основные группы:
индивидуальные: беседы, консультации, практикумы, посещение занятий, ведение тетрадей для домашних заданий.
Групповые (коллективные): родительские собрания, вечера вопросов и ответов, заседания круглого стола, занятия-тренинги, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции, семейные (домашние) педсоветы, деловые игры, семинары-практикумы.
Наглядно-информационные: выставки детских работ, фотовыставки, реклама книг, статей из газет и журналов, информационный банк, стенды, папки – передвижки, библиотеки, тематические выставки, сан бюллетень, информационные корзины (шкатулка, ящики) родительская почта, памятки, рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики, телефон доверия, копилка советов и другие.
При выборе форм работы учителю - логопеду необходимо реализовывать индивидуальный подход к родителям и детям. На начальных этапах взаимодействия используются индивидуальные формы работы: демонстрация матери приёмов работы, конспектирование индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий, чтение специальной литературы, рекомендуемой учителем - логопедом.
Выделяют 4 этапа индивидуального консультирования родителей в условиях специальных учреждений.
1 этап - диагностический. Устанавливаются доверительные отношения с родителями (используется: беседа, интервью, экспериментально психологические методики при необходимости).
2 этап - прогностический. Проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе учитель - логопед информирует родителей о состоянии речевого, в целом психического развития ребенка, разъясняет меры помощи с учетом структуры дефекта, планирует последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.
3 этап - этап консультирования. Этап который соотносится с собственно коррекционной работой. Решаются следующие задачи: повышение уровня педагогической компетентности родителей через расширение круга знаний в области дефектологии; включение родителей в систему оказания коррекционной помощи. Наиболее эффективными формами взаимодействия учителя - логопеда и родителей являются: совместные обсуждения с родителями хода и результатов коррекционной работы; выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т.д.).
4 этап – консультирования. Носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого этапа будет являться изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей.
Подробнее рассмотрим некоторые из форм работы учителя – логопеда с родителями:
Индивидуальные формы работы.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей детей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, педагог родителям дает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Индивидуальные встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.
Домашняя библиотека авторских пособий. Их можно использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.
Групповые формы работы.
Одной из распространенных групповых форм работы с родителями являются родительские собрания. В сентябре, на первом родительском собрании в дошкольном учреждении учитель - логопед освещает вопросы: необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей; сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. На втором родительском собрании, в январе, обсуждаются вопросы динамики продвижения детей, задачи и содержание обучения на второе полугодие. По итогам учебного года, в мае, организуется третье родительское собрание, на котором приводятся данные повторного обследования детей, предлагаются рекомендации по их дальнейшему обучению и воспитанию.
Семинары - практикумы для родителей способствуют формированию необходимых практических умений у родителей.
Совместные праздники и развлечения - самая привлекательная, востребованная и полезная групповая форма работы учителя - логопеда с родителями. Позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей с нарушениями речи, методикой обучения, требованиями педагогов, психолога, учителя - логопеда. Необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии.
Практические занятия для родителей. В последнее время среди учителей - логопедов популярна такая форма как комбинированные занятия, включающие информационный теоретический материал и практические занятия с родителями воспитанников. Учитель - логопед обсуждает с родителями способы достижения эффективных результатов и помогает им овладеть конкретными приемами оказания помощи своему ребенку дома.
Наглядно-информационные формы работы.
Тетрадь для домашних заданий содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержатся упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.
Стенды для родителей учитель-логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей.
В уголке для родителей размещаются памятки, тексты письменных консультаций, тематические выставки.
Чем раньше учитель-логопед и родители начнут занятия с ребёнком, имеющим нарушение речи, тем положительнее будут результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.
Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....
Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ
Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. В настоящее время востребованным является такое общение педагогов дошкольного учреждения с родителями, кото...
«Современные формы взаимодействия учителей - логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями»
Материал раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...
Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ. Повышение компетентности родителей.
Задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей....в связи со ...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Современные формы работы учителя-логопеда с семьей
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередк...