Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (2 занятия)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Формирование слухового внимание и восприятие детей на неречевых звуках в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_vospriyatiya_na_nerechevyh_zvukah.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
— формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематические процессы;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркала (по количеству детей).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т.д. Затем садятся за столы.
2. Развитие общей моторики.
Солнце скрылось за домами, | «Солнышко» над головой. |
Покидаем детский сад. | Шаги на месте. |
Я рассказываю маме | Показывают на себя, потом на воображаемую маму. |
Про себя и про ребят. | Показывают на себя, потом на других ребят. |
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. Г. Ладонщиков | Далее движения по тексту. |
3. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, буду я друзей считать: | Загибают по одному пальчики, начиная с мизинца. |
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. | Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Будем пальчики сгибать, И опять начнем считать. | Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. |
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями.
Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
Солнышко проснулось, | Проводим поглаживание: от середины лба к вискам: |
Лобика коснулось, | вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Лучиками провело, | по мышцам щек от крыльев носа к вискам; |
И погладило, и погладило. Т. Куликовская | от середины подбородка к ушам. |
5. Развитие мимических мышц.
- Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день...
Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю!
А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи.
Игра «Подуй, как ветерок».
Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.
8. Объявление темы занятия.
Показываю красивую коробочку:
Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.
9. Развитие слухового внимания.
Игра «Узнай инструмент».
Предлагаю послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Игра «Что шуршит, что звенит?».
Показываю различные предметы и предлагаю послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
- Ребята, вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда?
(Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Игра «Кто голос подает?».
Диск с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
10. Итог занятия.
- Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?
11. Оценка работы детей.
Занятие 2.
Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;
— познакомить с понятием «слово».
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематическое восприятие детей;
— развивать слуховое внимание;
— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
— развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратность и умение
пользоваться раздаточным материалом.
Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с изображением ротовой полости.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:
ка-ко-ку пу-пы-пи
ку-ка-ко пи-пы-па
ко-ку-ка па-по-пу. И т.д.
2. Развитие общей моторики. «Лошадка»
Я люблю свою лошадку, | Скачут на воображаемой лошадке. |
Причешу ей шерстку гладко, | Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу. |
Гребешком приглажу хвостик | «Гладят хвостик». |
И верхом поеду в гости. А. Барто | Скачут на воображаемой лошадке. |
3. Развитие мелкой моторики. «Барабан»
Левой, правой! Левой, правой! | Стучат по столу левой, затем правой рукой. |
На парад идет отряд. | «Ходят» пальчиками по столу вперед-назад. |
На парад идет отряд. | «Ходят» пальчиками по столу вперед-назад. |
Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд! А. Барто | Ритмично стучат кулачками по столу. |
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями.
Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала поглаживание, а затем спиралевидные движения.
- Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
— от середины лба к вискам;
— вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
— по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);
— от середины подбородка к ушам.
Массаж заканчивается поглаживанием.
5. Развитие мимических мышц.
Изобразить, каким может быть взгляд:
добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка».
— «Накажем непослушный язычок».
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Фокус».
Улыбнуться, положить широкий язык па нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.
Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О______». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О».
8. Объявление темы занятия.
- На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.
Послушайте стихотворение и дополните его:
Где-то собаки рычали:
Дети: Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
Дети: М-м-м-му-у!
В комнате мухи жужжали:
Дети: Ж-ж-ж!
Мимо машины бежали:
Дети: Тр-р-р!
Гудели от ветра все провода:
Дети: 3-з-знь!
Капала в кухне из крана вода:
Дети: Кап-кап!
Перекликались в ночи поезда:
Дети: У-у-у! У-у-у!
9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Ребята, это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Н. Новоторцева
Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.
10. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Хлопай, не зевай».
Прошу детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.
Игра «Доскажи словечко».
Дети дополняют стихи словами, подходящими по смыслу.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама... (Косы.)
Под землею он живет.
Землю роет старый... (Крот.)
Словно дом огромен он.
В зоопарке живет... (Слои.)
Написал письмо я Знайке.
Но забыл наклеить... (Марки.)
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют... (Пушки.)
- Ребята! Вы досказали стихотворения.
Косы, крот, слон, марки, пушки — это слова.
Всему название дано — И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным полно, А безымянных нету!
И все, что только видит глаз —
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибаев
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево — раз! Направо — раз!
Мы тоже можем так!
С. Михалков
Игра «Звук заблудился».
Предлагаю детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово:
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб.)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук.)
А. Шибаев
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у дверей. (Зверей.)
С. Маршак
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку.)
Игра «Слушай и показывай».
Послушайте слова-паронимы и покажите подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)
Игра «Какое слово лишнее?».
Из ряда слов найти лишнее слово. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.
Дом, дом, том, дом.
Банки, панки, банки, банки.
Балка, балка, балка, палка.
Порт, борт, борт, борт.
11. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.)
Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова.)
12. Оценка работы детей.
13. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.
Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...
Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4-5 лет)
Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Способствование созданию комфортной обстановки для каждого участника.Социально-коммуникативное развитие:Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.Р...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....
Консультация для педагогов и родителей. Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе....
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»...