Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
В содержание логопедической работы включаются:
- коррекция нарушений дыхательной функции;
- коррекция нарушений голосовой функции;
- коррекция дефектов звукопроизношения;
- коррекция просодических нарушений;
- развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.
I этап - Подготовительный.
Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.
Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;
- познакомить с понятием «слово»;
- развивать сенсорные функции (осуществляется в процессе проведения игр по развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти).
Коррекционно-развивающие:
- развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;
- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);
- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование потребности к правильной речи.
Оборудование: листочки из лёгкой бумаги, зеркало, плакат с изображением ротовой полости.
Ход занятия
Слова логопеда | Слова ребёнка |
Доброе утро! | Доброе утро! |
Сегодня у нас идёт дождь. Давай проговорим стихотворение про дождь. Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями. Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Логопед перед зеркалом совместно с ребёнком показывает движения). (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?», «Где ты проводишь пальчиками?» Сначала мы вспомним как мы поглаживали лицо на предыдущем занятии: - от середины лба к вискам; - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; - от середины подбородка к ушам. А теперь мы представим, что капельки дождя капают на наше лицо. Мы будем постукивать пальцами по лицу. (Логопед показывает постукивающие движения). | Ребёнок повторяет. По лбу, вискам, вокруг глаз, по щекам, по подбородку. Ребёнок повторяет постукивающие движения. |
Дождик, дождик, веселей | От середины лба к вискам. |
Капай. Капай не жалей! | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам). |
Только нас не замочи! | По мышцам щёк (от крыльев носа к вискам). |
Зря в окошко не стучи! | От середины подбородка к ушам. |
Молодец! | |
Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц. Давай вспомним любимых сказочных героев. Какой герой хитрый? Какой взгляд у лисы? | Лиса. Ребёнок перед зеркалом изображает хитрый взгляд. |
Какой герой злой? | Волк. Ребёнок перед зеркалом изображает злой взгляд. |
Какой герой печальный? Молодец! | Зайчик. Ребёнок перед зеркалом изображает печальный взгляд. |
Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики. Помнишь, как на прошлом занятии ты изображал «дудочку»? Ты представил, что ребятам стал показывать представление. Ты взял дудочку и стал на неё дудеть. Покажи, как ты в неё дудишь. (Логопед проводит знакомство с артикуляционным упражнением «Дудочка» перед зеркалом) Что ты чувствуешь? | Ребёнок повторяет. Губы сложились в узенькую «дудочку». |
Ребятам очень понравился твой концерт, и они стали улыбаться. Покажи, как они улыбаются. (Логопед показывает артикуляционное упражнение «Улыбочка» перед зеркалом) Что ты чувствуешь? | Ребёнок повторяет. Губы растянулись в широкую «улыбку». |
Давай поочерёдно будем изображать, как ты играешь на «Дудочке», и как ребята улыбаются. (Логопед показывает чередующиеся артикуляционные движения с постепенным понижением темпа и фиксацией на каждом движении. Упражнения сначала выполняются перед зеркалом, а затем без него). | Ребёнок выполняет упражнение за логопедом с постепенным уменьшением темпа и фиксацией на каждом движении. |
Давай вспомним сказку про петушка. Помнишь, как петушок выглядывал в окошко. (Логопед показывает артикуляционное упражнение «Окошко»). Я буду считать до пяти, а ты должен удержать его открытым. | Ребёнок выполняет упражнение за логопедом с фиксацией на каждом движении. |
Упражнение над развитием дыхания и голоса. Игра «Ветерок и ветрище» Какое сейчас время года? | Осень |
Правильно. Осенью с деревьев облетают листья. Мы сейчас изобразим, как лёгкий ветерок сдувает листья с деревьев. Для этого улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу и подуй так, чтобы слетел листик с твоей ладони. Вот такой лёгкий ветерок у тебя получился. | Ребёнок повторяет за логопедом движения и дует на широкий язык. |
Теперь представим, что подул очень сильный ветер. Дует этот ветер с порывами. Сначала соедини руки в виде рупора и произнеси протяжно: «У ………». Резко опусти руки вниз и произнеси коротко: «У». Молодец! | Ребёнок повторяет за логопедом. Одновременно дует и гудит звук «У», чередуя протяжное и короткое звучание. |
На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывать звуки, которые издают разные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова. | |
Упражнение по развитию слухового внимания. Послушай стихотворение и дополни его. | |
В стойле коровы мычали: | М-м-м-м-у! |
Мимо машины бежали: | Д-д-д-д-д! |
Гудели от ветра все провода: | Н-н-н-н-н! |
Капала в кухне из крана вода: | Кап-кап-кап! |
Перекликались в ночи поезда: Молодец! | У-у-у! У-у-у! |
Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давай поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумай, с помощью чего мы произносим звуки? | Рот |
Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык. (Логопед демонстрирует строение ротовой полости на плакате) | Ребёнок рассматривает плакат. |
Упражнение по развитию динамической координации рук. Посмотри в окно, опять пошёл дождь. Давай вместе расскажем и покажем как он стучит. | |
Кто там топает по крыше? | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. |
- Топ-топ-топ. | Удары по столу ладонями. |
Чьи шаги всю ночь я слышу? - Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли – - Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? - Топ-топ-топ. | Далее – такие же движения по тексту. |
Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко». Я прочитаю стихи, а ты дополнишь их словами, подходящими по смыслу. | |
Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама… | Косы |
Под землёю он живёт. Землю роет старый … | Крот |
Словно дом огромен он. В зоопарке живёт … | Слон |
Подарили нам игрушки: Целый день стреляют … | Пушки |
Молодец! Ты досказал стихотворения. Ты назвал косы, крот, слон, пушки – это слова. | |
Упражнение на развитие фонематического слуха. Я буду называть подряд разные звуки. Тебе надо из этих звуков узнать звук «У». Как я произнесу звук «У», ты в этот момент хлопай в ладоши. (Логопед произносит ряд звуков: А,У,И,А,О,И,У,О,И,У…) Теперь тебе надо из этих звуков узнать звук «И». Как я произнесу звук «И», ты в этот момент хлопай в ладоши. (Логопед произносит ряд звуков: А,У,И,А,О,И,У,О,И,У…) Молодец! | Ребёнок, как только слышит звук «У», хлопает в ладоши. Ребёнок, как только слышит звук «И», хлопает в ладоши. |
Игра «Звук заблудился». Послушай внимательно стихотворения и исправь слова, не подходящие по смыслу и назови правильное слово. | |
На поляне весной Вырос зуб молодой. | Ребёнок исправляет: Дуб. |
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук С длинными усами! | Ребёнок исправляет: Жук. |
- Где обедал, воробей? - В зоопарке у дверей. | Ребёнок исправляет: Зверей. |
Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку. Молодец! | Ребёнок исправляет: Точку. |
Давай сейчас вспомним, какое сейчас время года? Правильно, осень. Давай с тобой покажем, что происходит осенью. Упражнение на развитие динамической координации общей моторики. Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком | Осень. Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом. |
Туча небо кроет | Ребёнок поднимает руки вверх. |
Солнце не блестит | Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение. |
Ветер в поле воет | Складывает рупором руки и в него проговаривает текст. |
Дождик моросит | Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук. |
Зашумели воды Быстрого ручья. | Руки в стороны, изображает волну. |
Птички улетели В тёплые края. Молодец! | Руки в стороны, изображает машущие крылья. |
Давай вспомним чем мы слушаем слова, которые произносят другие люди? | Ушами |
Упражнение на развитие фонематического слуха. Я буду называть по несколько одинаковых слов и одно слово будет другое. Оно отличается от остальных одним звуком. Тебе надо будет это слово услышать и назвать. | |
Дом, дом, том, дом. | Ребёнок отвечает: Том. |
Банки, панки, банки, банки. | Ребёнок отвечает: Панки. |
Балка, балка, балка, палка. | Ребёнок отвечает: Палка. |
Порт, борт, борт, борт. | Ребёнок отвечает: Порт. |
Итог занятия. О каких звуках мы сегодня говорили? | «У» и «И» |
Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? Молодец! | Слова. |
Задания для закрепления:
Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает на заданный звук: «У», «И».
Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: улитка, улитка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.
Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.
Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...
Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»
Консультация для родителей детей имеющих задержку речевого развития, содержит игры для формирования фонематического слуха...
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4-5 лет)
Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Способствование созданию комфортной обстановки для каждого участника.Социально-коммуникативное развитие:Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.Р...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...
Консультация на тему: "Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития" (2 - 3 года).
Данный материал может быть использован логопедами и родителями....
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (2 занятия)
Формирование слухового внимание и восприятие детей на неречевых звуках в старшей группе...