Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с опорой на стихотворный текст.Закрепляются основные артикуляционные упражнения. Используются различные пособия и игрушки на развитие дыхания и голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
-формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематические процессы;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей,
-развивать дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка сюрприз, зеркала по количеству детей).
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: »Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т. д. Затем садятся за столы.
2.Развитие общей моторики.
Солнце скрылось за домами «Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад. Шаги на месте.
Я рассказываю маме Показывают на себя, потом на воображаемую маму.
Про себя и про ребят. Показывают на себя потом на других ребят.
Как мы хором песни пели, Далее движения по тексту.
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
3.Развитие мелкой моторики.
Раз, два, два, три, четыре, пять, Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Буду я друзей считать:
Ваня, Катя, Ангелина, Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Вот Василий и Полина.
Будем пальчики сгибать, Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.
И опять начнем считать.
4.Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
Солнышко проснулось, Проводим поглаживание: от середины лба к вискам:
Лобика коснулось, - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;
Лучиками провело, - по мышцам щек от крыльев носа к вискам;
И погладило, и погладило. – от середины подбородка к ушам.
5.Развитие мимических мышц.
Задача детей - изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.
Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день…Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласил играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.
6.Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», »Качели».
7.Работа над развитием дыхания и голоса.
Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети вырабатывают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию включать в групповые занятия.
Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и приклепленные к ниточке.
8.Объявление темы занятия.
Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.
9.Развитие слухового внимания.
Игра «Угадай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Игра «Что шуршит, что звенит?» Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? ( Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
10. Итог занятия.
Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно чтобы слышать?
11. Оценка работы детей.
Закрепление вне занятий.
Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага, деревянные ложки, пустой стакан, вода и т.д.
Игра « Кто как голос подает?».
Игра «Узнай инструмент».
Игра «Кто позвал?»
Чтение сказок «Теремок», «Коза и семеро козлят» с элементами драматизации.
Предлагается занятие с детьми старшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
В занятии используются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики. Массаж лица, развитие мимических мышц, артикуляционной моторики. Проводится работа по развитию дыхания и голоса, развитию слухового внимания. Все упражнения сопровождаются текстом в стихах. Названы игры для закрепления материала вне занятий.
Краткое содержание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...
Конспект занятия - развитие слухового внимания
Развитие ритма и направления...
Конспект занятия - Развитие слухового внимания 2
Развиваем слуховое внимание детей....
Конспект занятия - Развитие слухового внимания 3
Развитие слухового внимания детей....
Конспект ООД по теме: "Развитие слухового внимания на материале неречевых и речевых звуков" для детей старшей группы.
laquo;Сказка о весёлом язычке». Понятие о речевых и неречевых звуках....
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»...