План по самообразованию «Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»
календарно-тематическое планирование по логопедии

Хабибуллина Людмила Владимировна

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.

Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

— для установления контакта с ребенком;

— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопед

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Лесовичок»

План работы по самообразованию учителя-логопеда

Хабибуллиной Людмилы Владимировны

«Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»

2021-2022 учебный год

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.

Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

— для установления контакта с ребенком;

— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопед

Цель: Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, профилактика дисгафии, дислексии.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
  3. Апробировать возможности использования данных методик.
  4. Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;                                                                                                                  
  5. Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
  6. Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
  7. Распространить педагогический опыт в том числе и в образовательных интернет-сайт.

 «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством графического диктанта».

Месяц

Работа с детьми

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Подбор и изучения психолого-педагогической литературы по данной теме.

Анализ проведенного мониторинга.

Разработка анкетирования

Анкетирование родителей.

Анализ проведенного мониторинга

Октябрь

Игровая ситуация «Части тела», «Найди фигуру», «Следовыт».

Рисование шнурком, выкладывание палочками геометрических фигур.

Д/и «Чудесные клеточки»

Работа в тетрадях в крупную клетку.

Составлениепримерного календарно-перспективного          планирования по данной    теме.

Посещение методических объединений, семинаров, мастер-классов.

Выступление на родительском собрании с результатами мониторинга по развитию ориентации на плоскости детей.

Статья: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

НОД с использованием графического диктанта.

Штриховка. Рисование по трафаретам.

 Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты».

Разработка конспектов НОД.

Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов.

Консультация: «Роль                      графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями»

Декабрь

Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам».

Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома».

Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика

Пополнение предметно-развивающей среды   (изготовление д\и, шаблонов, трафаретов,  методической литературой)

Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательные игры».

Январь

Д\и «Дорисовка геометрических фигур».

Дорисовка не достающих деталей.

Д/ упражнение «Оживи рисунок».

Д/и «Обведи по точкам»; д/и «Изобрази снежные вихри»; д/и «Помешай кашу», «Веселые человечки».

Изготовление пособий для  занятий  и игр.

Разработка дидактических           игр на занятиях с    использованием ИКТ

Выставка методической  литературы по данной теме.

Индивидуальные беседы с родителями, консультации.

Февраль

Предложить детям выложить орнамент по образцу на листе бумаги в клеточку счетными    палочками. Д\и «Изобрази        предметпо точкам»

 Размещение материала на    образовательных сайтах.

Памятка для родителей: «Особенности восприятия у       детей старшего дошкольного возраста»

Март

Развлечение «Волшебные клеточки».

Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка»

Консультация для педагогов «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством графического диктанта».

Семинар-практикум для родителей: «Занимательные клеточки».

Статья: «Игры игровые упражнения для развития речи и ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста

Апрель

Показ открытого НОД с использованием графического диктанта для родителей.

Составление картотеки    игр по направлениям развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Папка-передвижка: «Ребенок в пространстве».

Выставка дидактических игр и пособий по данной теме.

Май

Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проведенного мониторинга.

Мультимедийная презентация «Успехи детей в освоение ориентации в пространстве»

Литература.

1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.

2.Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей Работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб., 2006.

3.Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

4.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.

5. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.

6.Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство «Книголюб», 2015

7. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Данная статья - это своего рода "вступительное слово" к организации и проведению занятий с использованием ИКТ-технологий....

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...

Использование нетрадиционных методик в коррекционно-образовательной работе логопеда

Логопедический проект«Применение камешков Марблс в коррекционно-образовательной работе логопеда»Содержание:1....

План по самообразованию "Мульттерапия как комплексное средство коррекционно-развивающей работы с детьми"

В настоящее время важнейшими задачами дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанни...