План по самообразованию «Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»
календарно-тематическое планирование по логопедии
Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.
Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.
Рисуночные методики можно использовать с разными целями:
— для установления контакта с ребенком;
— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.
Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.
Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопед
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Лесовичок»
План работы по самообразованию учителя-логопеда
Хабибуллиной Людмилы Владимировны
«Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»
2021-2022 учебный год
Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.
Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.
Рисуночные методики можно использовать с разными целями:
— для установления контакта с ребенком;
— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.
Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.
Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопед
Цель: Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, профилактика дисгафии, дислексии.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
- Апробировать возможности использования данных методик.
- Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;
- Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
- Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
- Распространить педагогический опыт в том числе и в образовательных интернет-сайт.
«Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством графического диктанта». | |||
Месяц | Работа с детьми | Форма работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. | Подбор и изучения психолого-педагогической литературы по данной теме. Анализ проведенного мониторинга. Разработка анкетирования | Анкетирование родителей. Анализ проведенного мониторинга |
Октябрь | Игровая ситуация «Части тела», «Найди фигуру», «Следовыт». Рисование шнурком, выкладывание палочками геометрических фигур. Д/и «Чудесные клеточки» Работа в тетрадях в крупную клетку. | Составлениепримерного календарно-перспективного планирования по данной теме. Посещение методических объединений, семинаров, мастер-классов. | Выступление на родительском собрании с результатами мониторинга по развитию ориентации на плоскости детей. Статья: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь | НОД с использованием графического диктанта. Штриховка. Рисование по трафаретам. Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты». | Разработка конспектов НОД. Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов. | Консультация: «Роль графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями» |
Декабрь | Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам». Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома». Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика | Пополнение предметно-развивающей среды (изготовление д\и, шаблонов, трафаретов, методической литературой) | Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательные игры». |
Январь | Д\и «Дорисовка геометрических фигур». Дорисовка не достающих деталей. Д/ упражнение «Оживи рисунок». Д/и «Обведи по точкам»; д/и «Изобрази снежные вихри»; д/и «Помешай кашу», «Веселые человечки». | Изготовление пособий для занятий и игр. Разработка дидактических игр на занятиях с использованием ИКТ | Выставка методической литературы по данной теме. Индивидуальные беседы с родителями, консультации. |
Февраль | Предложить детям выложить орнамент по образцу на листе бумаги в клеточку счетными палочками. Д\и «Изобрази предметпо точкам» | Размещение материала на образовательных сайтах. | Памятка для родителей: «Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста» |
Март | Развлечение «Волшебные клеточки». Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка» | Консультация для педагогов «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством графического диктанта». | Семинар-практикум для родителей: «Занимательные клеточки». Статья: «Игры игровые упражнения для развития речи и ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста |
Апрель | Показ открытого НОД с использованием графического диктанта для родителей. | Составление картотеки игр по направлениям развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. | Папка-передвижка: «Ребенок в пространстве». Выставка дидактических игр и пособий по данной теме. |
Май | Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. | Анализ проведенного мониторинга. | Мультимедийная презентация «Успехи детей в освоение ориентации в пространстве» |
Литература.
1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.
2.Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей Работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб., 2006.
3.Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.
5. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.
6.Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство «Книголюб», 2015
7. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование рисуночных методик в коррекционной практике педагогов.
Консультация для воспитателей....
Актуальность использования ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
Данная статья - это своего рода "вступительное слово" к организации и проведению занятий с использованием ИКТ-технологий....
План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...
статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...
Использование нетрадиционных методик в коррекционно-образовательной работе логопеда
Логопедический проект«Применение камешков Марблс в коррекционно-образовательной работе логопеда»Содержание:1....
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- развивающей работе логопеда"
Оптимизация процесса коррекции речи...
План по самообразованию "Мульттерапия как комплексное средство коррекционно-развивающей работы с детьми"
В настоящее время важнейшими задачами дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанни...