Использование рисуночных методик в коррекционной практике педагогов.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_risunochnyh_metodik_v_korrektsionnoy.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование рисуночных методик в коррекционной
практике педагогов.
Осуществлять работу по развитию речи в ДОУ сложнее , чем в домашних условиях. Такие распространённые методы как описание объекта, рассказ по картинкам, пересказ, обладают общим принципиальным недостатком:
они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью
можно «поставить звук», но трудно развить эмоциональную , яркую, образную речь. У неё исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребёнка. Развивающий эффект этих методов ниже , чем у живого диалога.
Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку.
Дефекты звукопроизношения - ещё не катастрофа, их можно исправить.
Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной,
отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту она не станет инструментом мышления.
Для успешного формирования речи ребёнка в каждом возрастном периоде
взрослые должны создать необходимые для этого условия .
Целостный подход , при котором развитие речи включается в общий план
оптимизации развития ребёнка, может осуществляться разными путями.
Один из них- активное включение в практику педагогов рисуночных методик.
Рисуночные методики можно использовать с разными целями:
-- для установления контакта с ребёнком ;
-- для пробуждения интереса к себе (ребёнку);
-- для развития памяти у детей;
-- для развития монологической речи;
-- для заучивания стихотворных текстов;
-- для составления описательных рассказов;
-- для составления рассказов из личного опыта;
-- для составления сказок и т.д..
Например, для установления контакта с ребёнком можно применить упражнение «Свободный полёт» (закорючки):
педагог просит ребёнка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию и затем дорисовывать её до чего-нибудь осмысленного.
Или: предлагаем детям рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, затем описывать рисунки друг друга.
Важно использовать два карандаша, чтобы видеть исходную линию и то что дорисовывает партнёр по игре.
«Пойми меня»
Это упражнение можно проводить в группе от 3х до 5 человек. Его суть: передавать свой замысел другому человеку и понимать замысел другого без слов. Важно чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде воспитателя все приступают к работе , но через 10-20 сек. рисунок прерывается и передаётся соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок и т.д.,
пока не дойдёт до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-нибудь дорисовать, но не может ни менять, ни зачёркивать уже выполненный рисунок. После этого каждый сообщает, что хотел нарисовать и что получилось. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального плана , нужно обсудить, что помешало его реализовать .
Важно, чтобы дети проговорили, уровень понимания замысла одного и уровень понимания замысла другого тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение усложнив правила игры : ограничить детей определённой темой, уменьшить время рисования.
Цвет для передачи настроения и чувства
Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций.
Ребёнок получает набор карандашей и задание воспитателя : « Сейчас я буду описывать какую-нибудь ситуацию- попробуй изобразить её цветом ,на другой стороне рисунка поставь номер. Не рисуй картинку , рисуй только своё настроение.» После того как ребёнок изобразит все ситуации в цвете , перемешать рисунки . Перечитывая ситуации ребёнок находит рисунок .
Это упражнение можно проводить в группе. Цель упражнения – учить детей находить определения различным эмоциям и переживаниям, различать их.
Рисуночные методики могут быть элементами занятия, а могут являться элементом индивидуальной работы с ребёнком или с группой детей . Одним из главных преимуществ использования этих методик становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи , т.е. когда ребёнок говорит, чтобы выразить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...
Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...
«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в р...
Консультация на тему : "Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Консультация на тему:«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» В последние годы в России, так же к...
План по самообразованию «Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»
Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ре...