План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гульнара Разифовна Павлова

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

План по самообразованию

Павловой Гульнары Разифовны

Стаж работы 30 лет.                                                    I квалификационная категория

 « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

2019-2020г.

Актуальность

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
  2. Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.
  3. Провести мониторинг развития речи детей.
  4. Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
  5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
  6. Повысить уровень развития речи у детей.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
  2. Метод интеграции
  3. Мониторинг

Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

диагностика ЗУН детей

 

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.  

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов./Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

4.Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» Санкт-Петербург. 2016год. (В полном соответствии с требованиями ФГОС)

 Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»

Октябрь

  Консультация  для воспитателей «Развитие речи  дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича»

Ноябрь

Демонстрация элементов практических занятий с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Оформить папку-передвижку на тему:

« Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе  

детей » 

Декабрь

Оформить в группе центр «Развивающие игры для развития речи»

 Изучать материал на тему:   «Развитие речи и интеллектуального потенциала детей посредством развивающих игр Воскобовича»

Распространение опыта работы  на сайтах

Публикации  в социальной сети работников образования nsportal.ru   

Оформление папки передвижки. Тема:

« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»

Январь

Семинар-практикум « Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме:   «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника»

Март

 

Апрель

   Открытое занятие с детьми подготовительной  группы на тему: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»

  Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника».

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия (коллективный просмотр…) Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»» (март)
  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (январь)
  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника»(апрель)
  • Оформление папки передвижки. Тема: «« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»(декабрь)
  • Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе  
  • Выставка методических наработок
  • Сборник консультаций для родителей.
  • Тема «Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»
  • детей » 
  • Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru   на тему  « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

5. Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Мини – ларчик. (В полнлм соответствии с требованиями ФГОС)

6. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

7. В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003

8.Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003

9. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

План по самообразованию

Павловой Гульнары Разифовны

Стаж работы 30 лет.                                                    I квалификационная категория

 « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

2019-2020г.

Актуальность

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
  2. Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.
  3. Провести мониторинг развития речи детей.
  4. Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
  5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
  6. Повысить уровень развития речи у детей.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
  2. Метод интеграции
  3. Мониторинг

Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

диагностика ЗУН детей

 

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.  

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов./Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

4.Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» Санкт-Петербург. 2016год. (В полном соответствии с требованиями ФГОС)

 Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»

Октябрь

  Консультация  для воспитателей «Развитие речи  дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича»

Ноябрь

Демонстрация элементов практических занятий с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Оформить папку-передвижку на тему:

« Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе  

детей » 

Декабрь

Оформить в группе центр «Развивающие игры для развития речи»

 Изучать материал на тему:   «Развитие речи и интеллектуального потенциала детей посредством развивающих игр Воскобовича»

Распространение опыта работы  на сайтах

Публикации  в социальной сети работников образования nsportal.ru   

Оформление папки передвижки. Тема:

« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»

Январь

Семинар-практикум « Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме:   «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника»

Март

 

Апрель

   Открытое занятие с детьми подготовительной  группы на тему: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»

  Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника».

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия (коллективный просмотр…) Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»» (март)
  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (январь)
  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи  дошкольника»(апрель)
  • Оформление папки передвижки. Тема: «« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»(декабрь)
  • Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе  
  • Выставка методических наработок
  • Сборник консультаций для родителей.
  • Тема «Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»
  • детей » 
  • Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru   на тему  « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

5. Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Мини – ларчик. (В полнлм соответствии с требованиями ФГОС)

6. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

7. В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003

8.Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003

9. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с п...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...