План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
План по самообразованию
Павловой Гульнары Разифовны
Стаж работы 30 лет. I квалификационная категория
« Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
2019-2020г.
Актуальность
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме.
- Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.
- Провести мониторинг развития речи детей.
- Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
- Повысить уровень развития речи у детей.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Метод интеграции
- Мониторинг
Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.
В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | диагностика ЗУН детей |
| Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме. 1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. 2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007. 4.Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» Санкт-Петербург. 2016год. (В полном соответствии с требованиями ФГОС) | Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей» |
Октябрь | Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича» | |||
Ноябрь | Демонстрация элементов практических занятий с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича | Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе детей » | ||
Декабрь | Оформить в группе центр «Развивающие игры для развития речи» Изучать материал на тему: «Развитие речи и интеллектуального потенциала детей посредством развивающих игр Воскобовича» Распространение опыта работы на сайтах Публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru | Оформление папки передвижки. Тема: « Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников» | ||
Январь | Семинар-практикум « Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников» | |||
Февраль | Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника» | |||
Март |
| |||
Апрель | Открытое занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича» | Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника». | ||
Май | диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Проведение открытого занятия (коллективный просмотр…) Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»» (март)
- Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (январь)
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника»(апрель)
- Оформление папки передвижки. Тема: «« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»(декабрь)
- Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе
- Выставка методических наработок
- Сборник консультаций для родителей.
- Тема «Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»
- детей »
- Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru на тему « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Литература:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
5. Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Мини – ларчик. (В полнлм соответствии с требованиями ФГОС)
6. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»
7. В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
8.Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003
9. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
План по самообразованию
Павловой Гульнары Разифовны
Стаж работы 30 лет. I квалификационная категория
« Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
2019-2020г.
Актуальность
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме.
- Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.
- Провести мониторинг развития речи детей.
- Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
- Повысить уровень развития речи у детей.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Метод интеграции
- Мониторинг
Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.
В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | диагностика ЗУН детей |
| Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме. 1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. 2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007. 4.Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» Санкт-Петербург. 2016год. (В полном соответствии с требованиями ФГОС) | Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей» |
Октябрь | Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича» | |||
Ноябрь | Демонстрация элементов практических занятий с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича | Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе детей » | ||
Декабрь | Оформить в группе центр «Развивающие игры для развития речи» Изучать материал на тему: «Развитие речи и интеллектуального потенциала детей посредством развивающих игр Воскобовича» Распространение опыта работы на сайтах Публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru | Оформление папки передвижки. Тема: « Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников» | ||
Январь | Семинар-практикум « Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников» | |||
Февраль | Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника» | |||
Март |
| |||
Апрель | Открытое занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича» | Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника». | ||
Май | диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Проведение открытого занятия (коллективный просмотр…) Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича»» (март)
- Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (январь)
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения развитии речи дошкольника»(апрель)
- Оформление папки передвижки. Тема: «« Использование технологии «кластер» в речевом развитии дошкольников»(декабрь)
- Оформить папку-передвижку на тему: « Игры В. Воскобовича для развития речи при подготовке к школе
- Выставка методических наработок
- Сборник консультаций для родителей.
- Тема «Памятки для родителей «Использование «Коврографа Ларчик» для развития речи детей»
- детей »
- Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru на тему « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Литература:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
5. Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Мини – ларчик. (В полнлм соответствии с требованиями ФГОС)
6. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»
7. В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
8.Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003
9. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....
«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...
«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с п...
«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...
«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
ull;Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...