Конспект интегрированного логопедического занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие с элементами логоритмики для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие
с элементами логоритмики
«Зимуюшие птицы»
в группе компенсирующей направленности
Учитель-логопед I КК Ремешкова С.Н.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет)
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизация словаря по теме. Обогащение речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка образования сложных слов, навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти, мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, активности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Знакомство с зимующими птицами. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы кормушки смастерили». Чтение сказки «Как сорока клеста судила» с последующей беседой по содержанию. Знакомство с техникой мнемотехники. Изготовление образцов печенья для птиц, подготовка оборудования для работы с детьми.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Стульчики стоят полукругом, дети сидят. Включается фонограмма с голосами зимующих птиц. Детям предлагается послушать, закрыв глаза.
- Вы кого-то узнали?
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
2. Упражнение «Какой?»
У сороки длинный хвост. Она какая? (длиннохвостая)
У снегиря красная грудка. Он какой? (красногрудый)
У синицы желтая грудка. Она какая? (желтогрудая)
У совы большая голова. Она какая? (большеголовая)
У дятла крепкий клюв. Он какой? (крепкоклювый)
У клеста короткий хвост. Он какой? (короткохвостый)
У свиристеля пестрые крылья. Он какой? (пестрокрылый)
Выставляются картинки.
- Что объединяет всех птиц, которых мы назвали.
- Почему их называют зимующими?
- Подумайте и скажите, в каком произведении мы можем встретить всех этих птиц?
- В сказке «Как сорока клеста судила».
- Сегодня мы вспомним с вами эту сказку.
3. Беседа, способствующая припоминанию действий сказки. Подготовка к пересказу.
На панно выставляются поочередно мнемокартинки, схематично изображающие действие сказки.
Фонопедическое упражнение «вьюга»
С чего она начинается? (Спит лес…). Прежде чем в лесу стало так тихо, пронеслась метель.
Включается фонограмма метели.
После прослушивания, стоя, дети проговаривают звук У:
- низко – высоко, рукой выполняя движение вверх;
- тихо – громко – тихо, выполняя движение руками в стороны и обратно соединяя их перед грудью.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, Прыжки с продвижением
Ей на месте не сидится, на двух ногах
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте
на правой / на левой ноге
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте
Вот присела на минутку, Присели
Почесала клювом грудку, Голову наклонили к подбородку,
повороты головой влево-вправо
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на двух ногах
Тири-тири, Прыжки на месте
Тень-тень-тень! на правой / на левой ноге
«Птички» улетели на места.
4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.
Дети пересказывают сказку по 3-4 человека: один начинает, другие продолжают и заканчивают.
Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?
Что можете сказать о клестах? Какие они?
Что можно сказать об остальных птицах – героях сказки?
А что мы можем сказать о сове?
Попевка «Совушка-сова»
Педагог включает видео с попевкой.
5. Музыкальная пауза
Звучит двучастная музыкальная фонограмма: на первую часть дети легко прыгают, на вторую – бегут на носочках, машут крыльями.
Дыхательная гимнастика.
- Дышим морозным свежим воздухом (вдох носом, выдох ртом). Приводим свое дыхание в спокойное состояние, стараемся дышать ровно, плавно.
6. Упражнение «Назови птенцов»
Дети стоят в кругу.
У клеста – клестята
У сороки – сорочата
У снегиря – снегирята
У совы – совята
У свиристели – птенцы свиристели
У дятла – птенцы дятла
У синицы – птенцы синицы
Артикуляционная гимнастика.
- Клест выводит птенцов зимой, а другие птицы весной и летом, когда есть уже и насекомые, и червячки. Давайте покормим птенчиков.
1. Птицы машут крыльями – упр. «качели».
2. Птенцы ждут еду – упр. «птенчик».
3. Червячки – упр. «иголочка».
4. Съели червячков – упр. «покусай язычок».
5. Вкусные червячки – упр. «вкусное варенье».
7. Упражнение «Раздели на слоги»
Педагог приглашает детей к столу, где разложены картинки с изображениями птиц.
- Давайте в названиях птиц, которые присутствовали в сказке, найдем самое короткое слово, самое длинное. Разделите слова на слоги.
8. Упражнение «Составь схему слова»
Дети переходят за столы, садятся.
- Назовите птиц из сказки, название которых начинается со звука С.
- Почему слово «синица» нам не подходит?
- Найдите схемы слов «сова» и «сорока». Мы их составляли ранее.
- Составьте схему слова «синица».
- Проверьте, правильно ли у вас получилось?
Во время выбора схем и составления схемы педагог комментирует, задает вопросы по ходу выполнения работы. Рядом со схемой выставляется картинка птицы.
9. Пальчиковая гимнастика
Дети выполняют ее стоя у столов.
Смастерили мы кормушки, Постукивают кулачком
о кулачок
В них насыпали зерно. Пальчиками «сыплют» зерна
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно. Гладят живот
Прилетайте к нам синицы, Соединяют большой палец с
Голубь, клест и воробей. остальными
И, конечно, ждем мы в гости Хлопают в ладоши
Красногрудых снегирей. «Птица»
10. Окончание занятия. Печенье для птиц
- Посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это?
- Зимой птицам очень трудно найти себе корм. Люди помогают им, строят кормушки, готовят корм.
- Предлагаю вам самим приготовить угощение для птиц: птичье печенье. Это печенье мы отдадим птицам. Согласны?
- Сейчас вы немного отдохнете, у нас будет переменка. А потом дружно сделаем печенье.
Все молодцы! Спасибо за занятие!
Приложения
Сказка «Как сорока клеста судила»
Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.
Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!
– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.
– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
– И холода не боишься?
– Нет, мы гнездо делаем теплое, очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем его среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.
– А вдруг яйца даже в таком теплом гнезде замерзнут? – поинтересовался он.
– Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.
– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.
– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное - так же любят еловые семена как и я!
Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:
– Я хоть и плохо вижу днем, зато хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
– Не права ты, сорока! – сказал снегирь.
– Трещишь без толку! – поддержала его синица.
– Не за что клеста судить, - поставил очку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела.
Беседа по содержанию:
Как называется сказка?
Почему это сказка?
За что сорока собиралась судить клеста? Что значит – судить?
Какие птицы принимали участие в споре?
Поддержали ли птицы сороку?
Что вы узнали о жизни клестов из сказки?
Почему клесты не боятся выводить птенцов зимой?
Что они для этого делают?
Что значит – встанут на крыло?
Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?
Что можете сказать о клестах? Какие они?
А другие птицы – герои этой сказки. Какие они?
Материалы и инструменты для изготовления печенья.
1) желатин (маргарин)
2) коктейльная соломка
3) веревка
4) вода – 1 стакан
5) подсолнечное масло
6) корм для попугаев
7) фольга
8) кисточка
Ход работы:
Для «зимнего печенья» в первую очередь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.
Затем добавляем в неё корм для птиц и хорошенько перемешиваем.
Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек.
Полученную массу можно разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на 2 часа в холодильник.
После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.
Теперь приступим к приготовлению «ягодного леденца» для птиц. Для этого в стаканчик насыпаем ягоды рябины и калины, не забывая при этом вставлять веревочки для подвешивания «леденца» на ветке дерева.
Заливаем водой и помещаем в холодильник для заморозки.
Получились съедобные фигуры для птиц. Можно смело их развешивать на ветвях деревьев и наблюдать за тем как наши пернатые друзья угощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе
Конспект этого занятия показывает как на одном логопедическом занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы "Путешестие в зимний лес"
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-7 лет. Интеграция с образовательной областью "Коммуникация" , "Познание" и "Художественное творчество"....
конспект интегрированного ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ» Учитель-логопед Абрукова Г.В.
Размещаемый материал представляет подробный конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе , но будет полезен и для массовых детсадов. В конспекте отражена интеграция речев...
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста на тему: КВН «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста...
Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.
Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...
Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...