Конспект интегрированного логопедического занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ремешкова Светлана Николаевна

Занятие с элементами логоритмики для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное логопедическое занятие

с элементами логоритмики

«Зимуюшие птицы»

в группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед I КК Ремешкова С.Н.

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет)

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация словаря по теме. Обогащение речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка образования сложных слов, навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, активности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

Знакомство с зимующими птицами. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы кормушки смастерили». Чтение сказки «Как сорока клеста судила» с последующей беседой по содержанию. Знакомство с техникой мнемотехники. Изготовление образцов печенья для птиц, подготовка оборудования для работы с детьми.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Стульчики стоят полукругом, дети сидят. Включается фонограмма с голосами зимующих птиц. Детям предлагается послушать, закрыв глаза.

- Вы кого-то узнали?

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

2. Упражнение «Какой?»

У сороки длинный хвост. Она какая? (длиннохвостая)

У снегиря красная грудка. Он какой? (красногрудый)

У синицы желтая грудка. Она какая? (желтогрудая)

У совы большая голова. Она какая? (большеголовая)

У дятла крепкий клюв. Он какой? (крепкоклювый)

У клеста короткий хвост. Он какой? (короткохвостый)

У свиристеля пестрые крылья. Он какой? (пестрокрылый)

Выставляются картинки.

        - Что объединяет всех птиц, которых мы назвали.

        - Почему их называют зимующими?

        - Подумайте и скажите, в каком произведении мы можем встретить всех этих птиц?

        - В сказке «Как сорока клеста судила».

        - Сегодня мы вспомним с вами эту сказку.

3. Беседа, способствующая припоминанию действий сказки. Подготовка к пересказу.

На панно выставляются поочередно мнемокартинки, схематично изображающие действие сказки.

Фонопедическое упражнение «вьюга»

С чего она начинается? (Спит лес…). Прежде чем в лесу стало так тихо, пронеслась метель.

Включается фонограмма метели.

После прослушивания, стоя, дети проговаривают звук У:

- низко – высоко, рукой выполняя движение вверх;

- тихо – громко – тихо, выполняя движение руками в стороны и обратно соединяя их перед грудью.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,        Прыжки с продвижением

Ей на месте не сидится,        на двух ногах

Прыг-скок, прыг-скок,                Прыжки на месте

на правой / на левой ноге

Завертелась, как волчок.        Кружимся на месте

Вот присела на минутку,        Присели

Почесала клювом грудку,        Голову наклонили к подбородку,

повороты головой влево-вправо

И с дорожки — на плетень,        Прыжки на месте на двух ногах

Тири-тири,                                Прыжки на месте

Тень-тень-тень!                        на правой / на левой ноге

«Птички» улетели на места.

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Дети пересказывают сказку по 3-4 человека: один начинает, другие продолжают и заканчивают.

Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?

Что можете сказать о клестах? Какие они?

Что можно сказать об остальных птицах – героях сказки?

А что мы можем сказать о сове?

Попевка «Совушка-сова»

Педагог включает видео с попевкой.

5. Музыкальная пауза

Звучит двучастная музыкальная фонограмма: на первую часть  дети легко прыгают, на вторую – бегут на носочках, машут крыльями.

Дыхательная гимнастика.

- Дышим морозным свежим воздухом (вдох носом, выдох ртом). Приводим свое дыхание в спокойное состояние, стараемся дышать ровно, плавно.

6. Упражнение «Назови птенцов»

Дети стоят в кругу.

У клеста – клестята

У сороки – сорочата

У снегиря – снегирята

У совы – совята

У свиристели – птенцы свиристели

У дятла – птенцы дятла

У синицы – птенцы синицы

Артикуляционная гимнастика.

- Клест выводит птенцов зимой, а другие птицы весной и летом, когда есть уже и насекомые, и червячки. Давайте покормим птенчиков.

1. Птицы машут крыльями – упр. «качели».

2. Птенцы ждут еду – упр. «птенчик».

3. Червячки – упр. «иголочка».

4. Съели червячков – упр. «покусай язычок».

5. Вкусные червячки – упр. «вкусное варенье».

7. Упражнение «Раздели на слоги»

Педагог приглашает детей к столу, где разложены картинки с изображениями птиц.

- Давайте в названиях птиц, которые присутствовали в сказке, найдем самое короткое слово, самое длинное. Разделите слова на слоги.

8. Упражнение «Составь схему слова»

Дети переходят за столы, садятся.

- Назовите птиц из сказки, название которых начинается со звука С.

- Почему слово «синица» нам не подходит?

- Найдите схемы слов «сова» и «сорока». Мы их составляли ранее.

- Составьте схему слова «синица».

- Проверьте, правильно ли у вас получилось?

Во время выбора схем и составления схемы педагог комментирует, задает вопросы по ходу выполнения работы. Рядом со схемой выставляется картинка птицы.

9. Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют ее стоя у столов.

Смастерили мы кормушки,                Постукивают кулачком

                                                о кулачок

В них насыпали зерно.                        Пальчиками «сыплют» зерна

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.                        Гладят живот

Прилетайте к нам синицы,                Соединяют большой палец с

Голубь, клест и воробей.                остальными

И, конечно, ждем мы в гости                Хлопают в ладоши

Красногрудых снегирей.                «Птица»

10. Окончание занятия. Печенье для птиц

- Посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это?

- Зимой птицам очень трудно найти себе корм. Люди помогают им, строят кормушки, готовят корм.

- Предлагаю вам самим приготовить угощение для птиц: птичье печенье. Это печенье мы отдадим птицам. Согласны?

- Сейчас вы немного отдохнете, у нас будет переменка. А потом дружно сделаем печенье.

Все молодцы! Спасибо за занятие!

Приложения

Сказка «Как сорока клеста судила»

Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.

Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!

– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.

– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

– И холода не боишься?

– Нет, мы гнездо делаем теплое, очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем его среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

– А вдруг яйца даже в таком теплом гнезде замерзнут? – поинтересовался он.

– Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.

– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.

– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное - так же любят еловые семена как и я!

Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:

– Я хоть и плохо вижу днем, зато хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

– Не права ты, сорока! – сказал снегирь.

– Трещишь без толку! – поддержала его синица.

– Не за что клеста судить, - поставил очку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела.

Беседа по содержанию:

Как называется сказка?

Почему это сказка?

За что сорока собиралась судить клеста? Что значит – судить?

Какие птицы принимали участие в споре?

Поддержали ли птицы сороку?

Что вы узнали о жизни клестов из сказки?

Почему клесты не боятся выводить птенцов зимой?

Что они для этого делают?

Что значит – встанут на крыло?

Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?

Что можете сказать о клестах? Какие они?

А другие птицы – герои этой сказки. Какие они?

Материалы и инструменты для изготовления печенья.

1) желатин (маргарин)

2) коктейльная соломка

3) веревка

4) вода – 1 стакан

5) подсолнечное масло

6) корм для попугаев

7) фольга

8) кисточка

Ход работы:

Для «зимнего печенья» в первую очередь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.

Затем добавляем в неё корм для птиц и хорошенько перемешиваем.

Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек.

Полученную массу можно разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на 2 часа в холодильник.

После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.

Теперь приступим к приготовлению «ягодного леденца» для птиц. Для этого в стаканчик насыпаем ягоды рябины и калины, не забывая при этом вставлять веревочки для подвешивания «леденца» на ветке дерева.

Заливаем водой и помещаем в холодильник для заморозки.

Получились съедобные фигуры для птиц. Можно смело их развешивать на ветвях деревьев и наблюдать за тем как наши пернатые друзья угощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе

Конспект этого занятия показывает  как на одном логопедическом  занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....

конспект интегрированного ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ» Учитель-логопед Абрукова Г.В.

Размещаемый материал представляет подробный конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе , но будет полезен и для массовых детсадов. В конспекте отражена интеграция речев...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста на тему: КВН «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Птицы зимой"

Конспект проведения интегрированного логопедического  занятия по формированию элементарных математических представлений и речевому развитиютема: «Птицы зимой»Цели и задачи:Упражнять д...