Программа дополнительного образования по развитию и коррекции речи детей "Логоцентр"
рабочая программа по логопедии

Велижанина Наталья Михайловна

Программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_logotsentr.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята педагогическим советом

_____________________________

Утверждена приказом заведующего

_______________________________

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Программа дополнительного образования

по развитию и коррекции речи детей 4-7 лет

(преодоление фонетико – фонематического недоразвития)

«Логоцентр»

срок реализации: 2 года

Составители:

Мазеина Мадина Фаритовна

учитель – логопед

Велижанина Наталья Михайловна,

 учитель – логопед,

Куликовская Евгения Вячеславовна,

учитель – логопед

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

г. Югорск

2017

Пояснительная записка

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у 4-летнего ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. А если вовремя устранить нарушения звукопроизношения и развить фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. С этой целью на базе нашего детского сада мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь детям, которые были не зачислены в логопедические группы и на логопункт (по разным причинам) и детям, не посещающим ДОУ.

Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. Для речевого развития данной категории дошкольников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связных высказываниях и другие недочёты, обусловленные, прежде всего ограниченной практикой в сфере русского языка и двуязычием в семье, которые приводят к интерференции разных языковых систем.  А также, в последнее время в общеобразовательных садах увеличилось количество детей, имеющих общее  недоразвитие речи (ОНР).

Обе категории воспитанников составляют группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении процессами письма и чтения: обладая нормальным слухом и интеллектом, они имеют нарушение речи, охватывающее как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка и остро нуждаются в комплексной коррекционно-логопедической помощи. В связи с этим возникла необходимость создания модифицированной программы, по устранению этих речевых нарушений.

При составлении программы использована «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» Г.В. Чиркиной и А.В. Лагутиной, что поможет учитывать специфические дефекты речи иноязычных дошкольников 5 – 7 лет, «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичёва, Г. В. Чиркина и «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.

Цель: преодоление недоразвития речи у детей 4 – 7 лет, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.

Основные задачи коррекционно – развивающей работы: 

1) формировать полноценные звукопроизносительные навыки;

2) развивать фонематической восприятие, фонематические представления и доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;

3) обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;

4) формировать грамматический строй речи.

5) развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.

Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4 - 7 лет.

Содержание программы

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Для данной группы детей типичным является использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трёх - пяти слогов. Однако дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершённый характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребёнка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.д. В то же время они не обладают ещё достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, называние названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий связанных с ними.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечаются и специфическое своеобразие связной речи. Её недостаточная сформированность часто проявляется как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух.  Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названиях которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Характеристика детей, овладевающих русским (неродным) языком.

У детей, которые осваивают два языка, существуют определенные особенности в речевом развитии. Так, например, такие дети позднее овладевают речью и их словарный запас каждого из языков чаще всего меньше, чем у сверстников, которые говорят только на одном языке.

Второй язык ребенок дошкольного возраста использует как вспомогательный, для общения вне дома. Поэтому у иноязычных детей, при общении на вспомогательном языке, наблюдается использование слов из языка, которым он пользуется дома, так как словарный запас неродного языка очень беден. Обычно мама общается с ребенком больше, и в силу этого её язык может стать на какое-то время для него доминирующим. И если отсутствует систематическое обучение, то наблюдается недостаточное усвоение грамматики, что приводит к возникновению трудностей в период усвоения письменной речи второго языка.

Дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, произносительной стороной речи овладевают более медленно и так же медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка.

Наиболее характерным недостатком младшего и среднего дошкольного возраста является смягчение речи. Дети чаще всего говорят «лезецька» вместо «ложечка», «сюмоцька» вместо «сумочка». Гласные звуки произносятся нечетко, звучание их как бы затушевывается. А ведь от правильного произношения гласных звуков многое зависит, так как они являются основой для развития звукового навыка, а также звуко-слогового и звуко-буквенного анализа. Все перечисленное лежит в основе подготовки ребенка к обучению грамоте.

Произнесение слов в старшем дошкольном возрасте далеко от совершенства и имеет свои особенности. Один и тот же звук ребенок в одном сочетании произносит, а в другом либо искажает, либо совсем пропускает. Если говорить о русском языке, то детям очень трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. И тогда один их этих звуков либо искажается, либо пропускается, несмотря на то, что по отдельности звуки эти ребенок произносит правильно. Ребенок может более трудный для него звук заменить другим, более легким для него в данной ситуации. Но бывает, что замена происходит потому, что звук этот ребенок просто быстрее уловил и запомнил. Дети часто делают перестановку звуков в некоторых словах, таких, например, как «клюква» и «апельсин», которые произносят соответственно как «клювка» и «аплесин». Для этого возраста характерна неустойчивость в звукопроизношении: дети произносят звуки то правильно, то неправильно.

Что касается слоговой структуры слова, то и здесь наблюдаются перестановки слогов и сокращения слов. Кроме того, у многих детей встречается неправильная расстановка ударений, окончания слов «проглатываются».

Для того чтобы сформировать правильное произношение, ребенку крайне важно помочь научиться воспринимать речь, когда к нему обращаются, управлять своими органами речи и достаточно сформировать фонематический слух.

Иноязычные дошкольники испытывают практически такие же трудности в речевом развитии, что и дети с общим недоразвитие речи.

Организация коррекционно – развивающей работы:

С учётом специфики недоразвития устной речи детей с ОНР III уровнем и детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи, в которой реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматическим строем – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи.

Основные задачи коррекционно - развивающей работы:

  1. Развитие словаря
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
  3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
  • развитие просодической стороны речи;
  • коррекция произносительной стороны речи;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • совершенствование фонематических представлений;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Обучение элементам грамоты
  2. Развитие связной речи и речевого общения.

Перспективное планирование логопедической работы  с детьми 4 – 5 лет

Период

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи и речевого общения

Обучение элементам грамоты.

Словарная работа по лексическим темам.

Развитие фонетико – фонематической системы языка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I период

Октябрь, ноябрь, декабрь.

1. Учить различать и употреблять существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

2.  Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, из).

3.Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже.

4.Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя) с существительными женского и мужского рода.

1.Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели:

  • существительное им.п. +  согласованный глагол + прямое дополнение;

2.  Формировать умение договаривать за логопедом  словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

3.Формировать умение повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем.

Начинается со второго периода работы.

1.Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:

  • «Детский сад»;
  • «Осень»;
  • «Фрукты»;
  • «Овощи»;
  • «Домашние животные»;
  • «Лесные животные»;
  • «Одежда»;
  • «Обувь»;
  • «Зима»;
  • «Зимние забавы».

2.Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам.

3.Учить правильно употреблять личные местоимения, притяжательные местоимения (мой, мая) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательные прилагательные (мамин. папин), наречий (вверху, внизу, вперед,. сзади, высоко, низко).

4. Формирование понятия «слово».

Просодическая сторона речи:

1.Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2.  Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений.

Произносительная сторона речи:

1.Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях  с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его  к  формированию правильной артикуляции нарушенных звуков.

Слоговая структура слова:

1. Формировать умения различать на слух короткие и длинные слова.

2. Обучение правильному произношению двухсложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов и использовать их в речи.

3. Формировать умение выделять начальные гласные звуки из слов-

1.

2.

3.

4.

5.

6.

II период

Январь,

февраль,

март

1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п.  

2.Учить образовывать относительные прилагательные  со значением соотнесённости к продуктам питания, посуде, различным материалам.

3.Формировать навыки согласования прилагательных с существительными мужского, женского    и среднего рода в им.п.

4.Формировать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, под, из, по).

6.Учить употреблять существительные единственного числа  в косвенных падежах.

7.Обучать образовывать и употреблять в речи глаголы настоящего времени 3-го лица ед. и мн. числа.

1.Совершенствование диалогической речи, формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов.

2.Совершенствовать умения повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем.

3.Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели:

 существительное им.п +согласованный глагол+прямое дополнение;

существительное им.п. +  согласованный глагол + определение.

4.Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы – описания, пересказы.

1.Формирование представлений о букве.

2. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

1.Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:

  • «Зимующие птицы»;
  • «Домашние птицы»;
  • «Посуда»;
  • «Продукты питания»;
  • «Игрушки»;
  • «Мебель»;
  • «Наземный транспорт»;
  • «Воздушный транспорт»;
  • «Водный транспорт».

2.Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам.

3.Закрепить правильное употребление личных и притяжательных местоимений (мой, мая, мои) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательных прилагательных, наречий (вверху, внизу, впереди,. сзади, высоко, низко, тут, там, здесь, далеко, близко).

4.Учить употреблять количественные числительные (один, два, три, четыре. пять), порядковые числительные (первый, второй, третий, четвёртый, пятый).

5.Уточнить представления об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Просодическая сторона речи:

1.Продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

2.Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

3. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений.

Произносительная сторона речи:

1.Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

2.Формирование правильных ударных поставленных звуков и их автоматизация в слогах, словах, фразовой речи, в рассказах и стихах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Слоговая структура слова:

1.Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Звуковой анализ и синтез:

1.Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками. 

2.Учить на слух производить анализ слияний гласных звуков: (уа, ау, ио, ао, оа, иа и т.д.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

III период

Апрель,

май

1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п.  

2.  Совершенствовать навык употребления в речи простых предлогов (в, на, с, под, из, по).

3. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.Совершенствовать умения согласовывать притяжательные местоимения  и прилагательные с существительными.

5.Продолжать формировать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

6.  Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое?

7.  Совершенствовать умение употреблять существительные косвенных падежей.

8. Учить правильно употреблять наиболее доступные антонимы.

1.Совершенствование умений поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них.

2.Совершенствовать умения повторять за логопедом описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам.

3. Формирование умения составлять рассказ из трёх предложений о предмете с помощью схему или по сюжетной картинке.

4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста.

1. Закрепление  представлений о букве.

2. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

3.  Упражнять в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом.

4.  Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду, состоящим из правильно и зеркально написанных букв.

1.Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:

  • «Профессии» повар, доктор;
  • «Профессии» продавец,  шофёр;
  • «Профессии» почтальон, парикмахер;
  • «Весна»;
  • «Цветы»;
  • «Насекомые»;
  • «Лето».

2.Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам.

3.Закрепить правильное употребление всех частей речи, введённых в активный словарь.

4. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Просодическая сторона речи:

1.Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2.Воспитание правильного умеренного темпа речи.

3.  Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Произносительная сторона речи:

1.Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх.

2.Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

Слоговая структура слова: 

1.Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2. Обучение правильному произношению четырёхсложных слов двух-, трёхсложных слов с закрытым слогом в конце слова.

Звуковой анализ и синтез:

1.Формировать умение на слух определять заданный согласный звук в слове.

2. Формировать умение подбирать слова с заданным звуком.

Перспективное планирование логопедической работы  с детьми 5 – 7 лет

Период

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи и речевого общения

Обучение элементам грамоты.

Словарная работа по лексическим темам.

Развитие фонетико – фонематической системы языка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I период

Октябрь, ноябрь, декабрь

1.Развивать навык образования и использования в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего  и прошедшего времени.

2.Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3.Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (на, по, с).

4.Упражнять в образовании и использовании в     речи относительных прилагательных.

5.Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе).

6.Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже и использование их в речи.

 1.Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них.

2.Совершенствовать умения составлять описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам с помощью схем.

3.Учить составлять загадки – описания по предметному лексическому словарю.

4.Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста.

1.Продолжать формировать  представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.

2.Познакомить с понятием гласный звук.

3.Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв.

1.Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Осень»;
  • «Фрукты – овощи»;
  • «Садовые ягоды»;
  •  «Лесные ягоды»;
  • «Грибы»;
  • «Деревья»;
  • «Кустарники»;
  • «Дикие и домашние животные»;
  • «Животные Жарких стран»;
  • «Животные, живущие на Севере»;
  •  «Зима».

2.Учить группировать предметы по признакам  их соотнесённости и развивать понимание обобщающего значения слов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия.

3.Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов.

4.Обогатить активный словарь относительными прилагательными.

5.Познакомить и упражнять в употреблении в речи слов – антонимов.

6.Расширить понимание простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.

7.Учить правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, твой), указательные наречия

(тут, там, здесь), количественными и порядковыми числительными в пределах десяти.

8.Закрепить в речи понятие слово.

Просодическая сторона речи:

1.Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2.Совершенствовать качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в игровых ситуациях или логоритмических упражнениях.

3.Развитие ритмичности речи, её  интонационной выразительности, модуляции голоса в логоритмических играх.

Произносительная сторона речи:

1.Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения   артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

Слоговая структура слова:

1.Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова, познакомить и упражнять в воспроизведении цепочки слогов со сменой ударения, интонации, цепочек слогов с одной согласной и разными гласными звуками, цепочек слогов со стечением согласных.

2.Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  двухсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя закрытыми слогами и использование их в речи.

3.Познакомить с понятием слог.

Звуковой анализ и синтез:

1.Закрепить умение на слух определять заданный согласный звук в словах.

2.Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

1.

2.

3.

4.

6.

II период

Январь,

февраль,

март

1.Продолжать учить образовывать и использовать в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего  и прошедшего времени.

2.Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

3.Совершенствовать умение использовать несклоняемыми существительными (метро, пианино).

4.Формировать умение образовывать и использовать в       речи уществительные с увеличительными суффиксами.

5. Познакомить с синонимами и обучить правильно употреблять их в речи.

1.Развивать монологическую речь. Стимулировать собственные высказывания ребёнка.

2.Продолжать совершенствовать умения составлять рассказы и загадки – описания о предметах и объектах по предложенному плану – схеме.

3.Упражнять в пересказе небольших сказок и рассказов с автоматизированными звуками.

1.Закреплять   представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.

2.Закрепить понятие гласный звук и познакомить с понятием согласный звук.

3.Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв,  узнавать «зашумлённое» изображение буквы.

1.Формировать внимание к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

2.Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Зимующие птицы»;
  • «Домашние птицы»;
  • «Рыбы»;
  • «Игрушки»;
  • «Музыкальные инструменты»;
  • «Инструменты»,
  • «Электроприборы»,
  • «Одежда»;
  • «Обувь»;
  • «Головные уборы»;

«Профессии» портной, художник, учитель, маляр продавец, повар;

  • «Профессии» строитель, милиционер, врач, парикмахер, шофёр;

3.Упражнять в свободном использовании в речи слов – антонимов.

4.Уточнить понимание значения предлогов (в. на, у, под, над, за, с, со, из, по) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на – с, в – из, над - под) в речи.

5.Обогатить речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6.Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.

Просодическая сторона речи:

1.Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

2.Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в логоритмических упражнениях.

3.Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

Произносительная сторона речи:

1.Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх Слоговая структура слова:

1.Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  трёхсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и использование их в речи.

2.Закрепить понятие слог и умение выполнять слоговой анализ слов, состоящих из одного, двух и трёх  слогов.

Звуковой анализ и синтез:

1.Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук.

2.Учить различать гласные и согласные звуки.

3.Познакомить с позицией звука в слове (начало, середина и конец слова) и формировать навык определения первого и последнего звука в слове.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

III период

Апрель,

май

1.Совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с существительными ед. и мн. числа.

2.Совершенствовать умение  изменять по падежам, числам и родам прилагательные.

3.Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами.

4.Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого будущего сложного времени.

5.Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.

6.Упражнять в подборе определений к существительному.

7.Продолжать совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными.

1.дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения.

2.Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах с опорой на план – схему; пересказывать рассказы или сказки с автоматизируемыми звуками.

3.Побуждать использовать в речи простые предложения  и распространение их однокоренными членами.

4.Упражнять в составлении сложносочинённых  и сложноподчинённых предложений.

1.Продолжать знакомить детей с буквами.

2.Закрепить понятия гласный и согласный звук; познакомить с понятиями согласный твёрдый и согласный мягкий звук.

3.Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв,  узнавать «зашумлённое» изображение буквы.

 

1.Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Посуда»;
  • «Продукты питания»;
  • «Мебель»;
  • «Весна»;
  • «Транспорт»;
  • «Цветы»;
  • «Насекомые»;
  • «Сад – огород»;
  • «Школьные принадлежности».

2.Обогащение речи сложными словами (садовод, овощевод, мясорубка, соковыжималка) словами – антонимами и словами–синонимами.

3.Уточнить понимания сложных предлогов (из-за, из-под, между, около) и активизировать их в речи.

4.Обогащение активной речи многозначными словами, прилагательными , обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, злой, добрый, ленивый, упорный и т.д.)

5.Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6.Закрепить в речи понятие слово.

Просодическая сторона речи:

1.Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отрабатываемыми звуками.

2.Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3.Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

 Произносительная сторона речи:

1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх.

2. Продолжать совершенствовать работу органов речевого аппарата.

Слоговая структура слова:

1.Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  четырёхсложных слов, состоящих из открытых слогов и использование их в речи; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и формирование навыка практического использования их в свободной речи.

2.Совершенствовать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух и трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Звуковой анализ и синтез:

1.Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук.

2.Продолжать учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

3.Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина и конец слова).

4.Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, слов со звуком в определённой позиции.

5.Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ и синтез слова.

В итоге логопедической работы дети 4-5 лет должны научиться:

  • Понимать обращённую к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.
  • Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.
  • Узнавать по словесному описанию предмет или объект. Сравнивать предметы по отдельным, наиболее ярко выраженным признакам.
  • Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, глаголы повелительного и изъявительного наклонения, настоящего времени; простые предлоги.
  • Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёх- и четырёхсложных слов с открытыми слогами.
  • Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
  • Использовать в самостоятельной речи, при общении, словосочетания и простые нераспространённые предложения («Мой маленький мишка», «Маша пойдёт гулять») и т.д.
  • Свободно определять на слух наличие или отсутствие заданного звука в слове; произносить поставленные и автоматизированные звуки в самостоятельной речи.

В итоге логопедической работы дети 5-7 лет должны научиться:

  • Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте. Владеть навыками диалогической речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
  • Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
  • Владеть элементами грамоты: знать и уметь оперировать понятиями: слово, звук, буква, слог; гласные и согласные звуки, согласный твёрдый и согласный мягкий звук.

Список литературы.

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: 1985.
  2. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: 1987.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: 1987
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.: 1989.
  6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: 1989.
  7. .Нищева Н.В.  Программа  коррекционно-развивающей  работы в  логопедической  группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т). – Санкт – Петербург: 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

       Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят  задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».

Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...

программа дополнительного образования по развитию речи в средней группе "Говоруша"

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...

программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...