Речевая карта
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал используется логопедом для комплексного обследования речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта (дошкольники) | 29.71 КБ |
Речевая карта (младшие школьники) | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Фамилия, имя, отчество ребёнка:______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст______________________________________________________________________________
Дата зачисления____________________________________________________________________________________
Дата обследования__________________________________________________________________________________
Дата отчисления________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях (Ф.И.О.)___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Речевая среда дома(двуязычие, наследственность, др.)___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Диагноз психоневролога_____________________________________________________________________________
Слух функциональный ( по данным мед.карты)__________________________________________________________
Зрение (по данным мед.карты)________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (N, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
Зубы (N, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, смена зубов)
Прикус (N,прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный)
Твёрдое нёбо(N, готическое, высокое узкое, плоское, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (N, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (N, массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой, подвижный, не подвижный, вялый)_____________________________________________________________________________________________
Моторная сфера
Возраст ребёнка | 3-4 года | 5 лет | 6-7 лет |
Состояние общей моторики | объём выполнения движений, темп, активность, координация движений. | объём выполнения движений, темп, активность, координация движений. | объём выполнения движений, темп, активность, координация движений. |
Состояние мимической мускулатуры | наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок. | наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок. | наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок. |
Состояние артикуляционной моторики | наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная соливация, отклонение кончика языка. | наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная соливация, отклонение кончика языка. | наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная соливация, отклонение кончика языка. |
Звукопроизношение
Звуки | с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | к-г | в-ф | х | м-н | т-д | j |
3-4 года | |||||||||||||||||||
5 лет | |||||||||||||||||||
6-7 лет |
Состояние фонематического восприятия
Возраст ребёнка | Повторение слогов с оппозиционными звуками | Дифференциация | |
оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении | звуков, смешиваемых в произношении | ||
3-4 года | |||
5 лет | |||
6-7 лет |
Звуковой анализ и синтез
Возраст ребёнка | Выделение начального гласного | Выделение конечного согласного | Выделение начального согласного | Определение последовательности звуков в слове | Определение количества звуков в словах |
3-4 года | |||||
5 лет | |||||
6-7 лет |
Звуко-слоговая структура слова
Возраст ребёнка | Изолированные слова | Предложения |
3-4 года | кот- вода- стук- мост- спина- банка- фантик- тропинка- | |
5 лет | самолёт- скворец- фотограф- микстура- парашютист- погремушка- | Сестрёнка развешивает простыни. ______________________________________ В универсаме продают продукты. ______________________________________ Парашютисты готовятся к прыжку. ______________________________________ |
6-7 лет | тротуар- градусник- фотоаппарат- экскаватор- виолончелист- регулировщик- | Виолончелист укладывает инструмент в футляр.________________________________ Регулировщик руководит движением на перекрёстке.____________________________ _______________________________________ У фотографа фотоаппарат со вспышкой.____ _______________________________________ |
Пространственно-временные представления
Возраст ребёнка | Времена года | Части суток | Право-лево | Далеко-близко |
3-4 года | ||||
5 лет | ||||
6-7 лет |
Цвет
Возраст ребёнка | крас-ный | жёл тый | си- ний | зелё-ный | бе- лый | чёр-ный | се- рый | Оран-же- вый | го- лу- бой | фиоле-товый | корич- невый | розо- вый |
3-4 года | ||||||||||||
5 лет | ||||||||||||
6-7 лет |
Форма
Возраст ребёнка | круг | квадрат | треугольник | прямоугольник | овал | ромб |
3-4 года | ||||||
5 лет | ||||||
6-7 лет |
Обобщение, исключение
Назови одним словом________________________________________________________________________________
Одежда____________Фрукты__________Мебель___________Игрушки__________Обувь________Овощи_________
Четвёртый лишний__________________________________________________________________________________
Состояние словаря
Предметный словарь: Чем….?
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
режут хлеб? | |||
пилят дрова? | |||
чистят одежду? | |||
едят суп? | |||
забивают гвозди? | |||
подметают пол? |
Части предметов:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
Стул | |||
Машина | |||
Чайник |
Детёныши животных:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
у кошки | |||
у свиньи | |||
у коровы | |||
у зайчихи | |||
у белки | |||
у лошади | |||
у собаки | |||
у ежа | |||
у овцы |
Профессии:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
Кто водит машину? | |||
Кто шьёт одежду? | |||
Кто разносит письма? | |||
Кто управляет самолетом? | |||
Кто продаёт продукты? | |||
Кто готовит пищу? |
Подбор прилагательных к существительным:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
Цыплёнок какой? | |||
Солнце какое? | |||
Диван какой? | |||
Бабочка какая? | |||
Цветы какие? | |||
Деревья какие? |
Состояние грамматического строя речи
«Один-много»:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
Лист | |||
Стул | |||
Окно | |||
Цыплёнок | |||
Глаз | |||
Цветок | |||
Ведро | |||
Лопата | |||
Ухо | |||
Ящик | |||
Мост | |||
Шапка |
«Скажи ласково»
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
Юбка | |||
Заяц | |||
Платье | |||
Ёлка | |||
Шкаф | |||
Книга | |||
Верёвка | |||
Стол | |||
Ложка |
Предложно падежные конструкции:
3-4 года | 5 лет | 6 лет | |
«В» | |||
«НА» | |||
«ИЗ» | |||
«ПОД» | |||
С (СО) | |||
«ЗА» | |||
«ИЗ-ЗА» | |||
«ИЗ-ПОД» | |||
«НАД» | |||
«МЕЖДУ» |
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений
4 года | Котёнок У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей. |
5 лет | Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался карась, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. |
6-7 лет | Составление рассказа по серии картинок. |
Логопедическое заключение:________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Динамика состояния речевого развития в процессе коррекционной работы
На «_______»_____________________________20______года
Без изменений | Улучшение состояния: - Значительное улучшение - Незначительное улучшение | Речь в норме |
Рекомендации______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД ____________________________________А.Н. Клышко
Динамика состояния речевого развития в процессе коррекционной работы
На «_______»_____________________________20______года
Без изменений | Улучшение состояния: - Значительное улучшение - Незначительное улучшение | Речь в норме |
Рекомендации______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД ____________________________________А.Н. Клышко
Предварительный просмотр:
Речевая карта (с дисграфией, дислексией)
Дата обследования_____________________________________________________________________
ФИО._________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________Школа___________________________Класс______________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Прикус_________________________________ Язык__________________________________
Губы___________________________________ Твердое небо___________________________
Зубной ряд______________________________ Подъязычная уздечка____________________
Мягкое небо____________________________ Другие особенности_____________________
Строение и особенности артикуляционной моторики:
- движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
Особенности ручной моторики ( кольцо, коза, игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»)
Зукопроизношение:
с | с´ | з | з´ | ц | ш | ж | ч | р | р´ | л | л´ | к | г | х | й |
Состояние фонематического восприятия:
Повторение слогов с оппозиционными звуками
Па-Ба-Па_________________________ Са-Ша-Са____________________________
Та-Та-Да_________________________ Жа-За-Жа____________________________
Га-Ка-Га_________________________ Ча-Ша-Ча____________________________
Ба-Бя-Ба_________________________ За-Са-За_____________________________
Слоговая структура слова
сквозняк температура Регулировщик стоит на перекрестке
аквариум аквалангист Водопроводчик чинит водопровод
лекарство экскаватор Волосы подстригают в парикмахерской
Исследование языкового анализа и синтеза:
а) анализ состава предложения
Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и | опред. | неопред. |
Стоят теплые деньки | ||
Осенью часто льют дожди | ||
Желтые листья падают на землю | ||
Из леса вышел старик с большой корзиной |
б) слоговой анализ и синтез:
Определить кол-во слогов в слове, произнес. Учителем (подч.) | Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) | Произнести слитно слово, прои- знесенное по слог.(подчеркн.) |
Мыть, поднос, ласточка, чере- паха, кровать. | Дом, собака, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед. | Ско-во-ро-да, по-то-лок, те-ле-фон. На-сту-пи-ла вес-на. |
в) фонематический анализ ( подчеркнуть )
Выделение звука из слова | Есть ли звук «м» в словах: мак, дерево, рама, рак, дом, лампа. |
Выделение первого звука | Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова. |
Выделение последнего звука | Кот, карандаш, дом, палец, радуга. |
Определить место звука в слове | Где слышится звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет. |
Определение звуков в словах | Сколько зв. в словах: дым, каша. шапка, крышка, черемуха. |
Позиционный анализ | Какой по счету звук «р»: рыба, дорога, трава, завтрак. |
г) фонематический синтез д) фонематические представления
Произнеси слово произн-е. с паузами | Отобрать картинки, где есть5 звуков(подч.-ть) | Назв.-ть слова в кото- рых есть звук «м» | Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков. |
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. | Лампа, роза, крыша шар чайник, сахар, скамейка. |
Исследование грамматического строя речи:
Состояние словообразования | Состояния словоизменения | ||||
Притяж. прилаг.-х | Чей хвост? Чей дом? Чей шарф? | Мн.чис.ло сущ.-х | Мост Перо Пчела Рот | ||
Образ.пил. от сущ.-х | Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови Чашка из фарфора | Согл. числ с сущ.1-5 | Стул Кукла Помидор Рыбка | ||
Суфикс. словооб.-е | Дом Гриб Сумка Ведро | Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?) | Дом Дерево Ключ Ухо | ||
Префик. совообр.-е | Лить,шел | Измен. им. сущ. по пад. | У меня есть ручка У меня нет….. Я пишу…….. Я говорю о….. |
Исследование зрительно-пространственных Понимание сложных конструкций:
функций:
Конструирование фигур из палочек | Нарисуй крестик над (под,слева) от круга |
По образцу | Витю слушал учитель.Кто говорил? |
По представлению | Автобус обогнала машина .Кто поехал впереди? |
Состояние речезрительных функций:
Знание букв: печатных рукописных |
Узнавание: на зашумл. фоне пунктиром недописанных стилизованных |
Пр. и непр. напис.(зеркально) наложенных сходных |
Анализ писменных работ | Списывание кол.ош. Примеры | Под диктовку кол. ош. Примеры | ||
Замены букв ( акустич. ) | ||||
Пропуски букв | ||||
Пропуски слогов и частей слов | ||||
Добавление букв , слогов | ||||
Раздельное написание час- тей слов | ||||
Слитное написание слов | ||||
Аграмматизмы на письме | ||||
Графические замены букв | ||||
Зеркальное письмо | ||||
Ошибки на правописание |
Исследование процессов чтения:
Техника чтения ( подчеркнуть ) | Характер ошибок | Количество ошибок | Примеры |
Побуквенное, послого-вое, целыми словами | Замены букв слогов | ||
спереходом на слог , при чтении труд. слов | Пропуски букв слогов | ||
Целыми словами с паузами ( двойное ) | Перестановки букв слогов | ||
Чтение путем перебора и нанизывания отдель- ных букв | Добавления букв слогов ( повторы ) | ||
Плавное, монотонное, угадывающее, вырази- тельное чтение | Аграмматизмы при чтении | ||
Медленное, быстрое, среднего темпа | Графические замены | ||
Механическое чтение |
Логопедическое заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Логопед______________________ Подпись____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...