логопед для дошкольников
консультация по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Логопед для дошкольников

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка.

Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов. К логопеду такие дети чаще попадают только перед школой.

К сожалению, самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе.

Особенностью современных методик обучения является раннее (в среднем примерно с 5 лет) овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма.

Хорошо подготовить ребёнка к школе и заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника. Коррекционная работа должна охватывать все стороны речи ребенка (словарь, грамматический строй, звуковую культуру, связную речь).

Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Подготовка к обучению грамоте должна рассматриваться не как отдельная, самостоятельная методика, а как составная часть системы развития ребенка. Подготовку к обучению чтению и письму важно органично сочетать с другими сторонами развития речи дошкольника.

Таким образом, период дошкольного детства является важнейшим в плане развития устной речи. Последствия ее неблагоприятного формирования оказывают влияние на дальнейшее обучение письменной и устной речи, на общий характер успеваемости в школе, на становление личности ребенка в целом.

 

 

Нужен ли ребенку логопед?

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно. Это не совсем так.

Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте:

  1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
  2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.
  3. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма.

Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобится достаточно сил и времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

И, конечно же, обратитесь за помощью к специалисту!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_dlya_doshkolnikov.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед для дошкольников

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка.

Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов. К логопеду такие дети чаще попадают только перед школой.

К сожалению, самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе.

Особенностью современных методик обучения является раннее (в среднем примерно с 5 лет) овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма.

Хорошо подготовить ребёнка к школе и заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника. Коррекционная работа должна охватывать все стороны речи ребенка (словарь, грамматический строй, звуковую культуру, связную речь).

Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Подготовка к обучению грамоте должна рассматриваться не как отдельная, самостоятельная методика, а как составная часть системы развития ребенка. Подготовку к обучению чтению и письму важно органично сочетать с другими сторонами развития речи дошкольника.

Таким образом, период дошкольного детства является важнейшим в плане развития устной речи. Последствия ее неблагоприятного формирования оказывают влияние на дальнейшее обучение письменной и устной речи, на общий характер успеваемости в школе, на становление личности ребенка в целом.

Нужен ли ребенку логопед?

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно. Это не совсем так.

Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте:

  1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
  2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.
  3. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма.

Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобится достаточно сил и времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

И, конечно же, обратитесь за помощью к специалисту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в сов...

Советы логопеда родителям дошкольников.

Нужен ли ребёнку логопед?Могут ли родители сами исправить речь своего ребёнка?...

Советы логопеда родителям дошкольников.

В консультации дыны простые советы родителям, бабушкам и дедушкам по развитию речи ребёнка в семье....

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)...

Мнемотехника в помощь логопеду и дошкольнику

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения м...