ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по логопедии по теме

Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, которые способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_detskom_sadu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда с дошкольниками

Елена Леонидовна Зацепина, учитель-логопед, МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»,  Серпуховский район

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point. 

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

   
           Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

 Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность[8].


          Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.                 Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.


           Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. 

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым  и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков  у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука  в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного  использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.  Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН),  заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь»[3], «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142»[9].

В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции  «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями[6]. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

-  системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подход к обучению;

- игровая форма обучения.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» - предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.  Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

·         Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

·         Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

·         Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

·         Программа должна быть на русском языке;

·         Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

·         Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

·         Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

·         Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

·         Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

·         Чередование разных компьютерных игр. 

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.

4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004. 

6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

7. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

8. http://logoburg.com/index.php

9. www.delfam.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с ОНР.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсив...

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

 Аннотация: В статье излагается об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при  организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образ...

Использование информационно-коммуникационных технологии при работе с дошкольниками.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности вз...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...