Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_raboty_s_detmi_s_motornoy_alaliey.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.

1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных

функций, направленности слухового внимания, памяти.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов

коммуникации.

Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных

руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми

предметами (развитие идеомоторного праксиса).

Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают

по волосам);

как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);

как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми

предметами.

Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке;

развитие мимики.

Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы

жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи

крыльев;

«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.

Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака

(пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и

предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх

На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы

хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и

артикуляционной моторики.

Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук

- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических

ощущений

- чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

- формирование представлений о схемах лица и тела;

- развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и

дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за

мимикой и мышечными ощущениями;

- восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительнокинестетических ощущений.

Приёмы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева

направо;

• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на

различных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным

ворсом);

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных

таблиц;

• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;

• «рисование» в воздухе рукой;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

• упражнения с пластилином;

• использование кукол би-ба-бо;

• артикуляционная и мимическая гимнастика;

• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

• упражнения на преодоление сопротивления;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль.

Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному

выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна

вперёд - назад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение

раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией

запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в

кулак.

Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая

кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой,

организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать

пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных

движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот,

улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения:

выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного

внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и

в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.

Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.

• перемещение их в заданном пространстве.

• поиск предметов:

• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон

собственного тела,

• выработка навыков ориентировки;

• упражнения в перекрёстном ориентировании;

• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

• определение недостающих частей у предметов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с

частями собственного тела:

• запоминание изображений предметов;

• фиксация изменений в расположении предметов,

• выделение из множества предметов;

• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом

углу и т.д.);

• идентификация зрительных изображений по заданной теме;

• определение различий в предметах и картинках;

• сравнение сходных по зрительному образу предметов;

• конструирование по образцу, по инструкции;

• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками

из отдельных деталей;

• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного

анализа и синтеза.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке,

изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие

имитирующих жестов.

Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы,

затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого

ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица,

предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению,

функциональному назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках.

Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же

предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая

парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит

ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного

праксиса.

Приёмы:

• выработка умения ориентации в окружающем;

• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:

• знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);

• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной

форм на материале предметов и геометрических фигур;

• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;

• конструирование целого из частей;

• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;

• идентификация предметов и геометрических фигур:

• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые

действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом

двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной

величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и

вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к

совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка,

ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и

раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных

ИГровых условиях.

Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное

отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар,

куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы

прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с

фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает

заданные формы.

Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры

предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и

шероховатая поверхности).

Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: -

меховая- мягкая, пушистая:

- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги

- неровная, шершавая:

- шелковистая - гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится

с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет

включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи

на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за

ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и

заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку

сделать то же самое со вторым набором таблиц.

6. Развитие функций голоса и дыхания.

Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие

координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие

высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация

целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками

силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в

использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:

• тренировка носового выдоха;

• развитие произвольного речевого вдоха.

• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:

• выработка комбинированного типа дыхания.

• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:

• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:

• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.

Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть

так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха

Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек

с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые

корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и

рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго

набора.

Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку

предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в

использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой -

маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой

самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка

- «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и

ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки.

Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса

«звучат» громко (тихо).

7. Развитие чувства ритма.

Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных

связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового.

речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной

функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы,

характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с

ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

• воспроизведение ритма в движениях и играх;

• ходьба и маршировка под музыку;

• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

• ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и

отхлопыванием;

• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

• знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых

звуков;

• развитие речевых вокализаций;

• знакомство со схемой ритма;

• соотнесение ритма со схематическим изображением;

• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств

движения:

• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма

скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного,

зрительного)

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на

каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания

«бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна

игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается

действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или

перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и

тактильного восприятия

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики,

произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем

просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на

магнитофон.

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается

синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику,

произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок

повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать

к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования

усложняется.

Развитие импрессивной и экспресснвной речи

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование

первичных коммуникативных навыков и лексики на ЗВУкоподражании и

звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики

птиц и голоса животных,

слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,

работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи

Приемы

• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),

• показ предметов по их признакам

• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным

категориям

• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием

звукоподражаний

• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие

непроизвольного подражания - звукового и словесного

• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение

игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным

звукоподражанием

• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и

слов их обозначающих

• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно-ласкательными

суффиксами

• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»

• автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и

вопросительной речи (дай, на, кто, иди)

• узнавание предмета по словесному описанию

• выработка обобщенных понятий

• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые

контексты

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных

обозначений

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной

речи.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к

произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое

внимание

Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и ее нужно

покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a»

3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным

комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со

звукоподражанием

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлексивных

восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда,

предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок

последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью

взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой

образец предварительно демонстрирует логопед)

Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих

игрушек; развитие тактильного восприятия

Фрагмент 1. За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка,

мишка, и т.д.

Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает

соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент 2. Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается

ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести

соответствующее звукоподражание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме "Игрушки" с детьми с моторной алалией

Лексическая тема: Игрушки. Отработка произношения звукоподражаний и слов CГС. Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов; 2. Обучать пониманию вопр...

Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.

Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....

Особенности работы с детьми с моторной алалией

Содержание работы по преодолению общего недоразвития речи первого уровня у детей дошкольного возраста....

Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии

Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...