Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty_s_detmi_s_motornoy_alaliey.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия.
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных
функций, направленности слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов
коммуникации.
Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных
руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми
предметами (развитие идеомоторного праксиса).
Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают
по волосам);
как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);
как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);
как грозят пальцем и т.д.
Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми
предметами.
Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке;
развитие мимики.
Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы
жестом или движением.
На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи
крыльев;
«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;
«кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.
Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака
(пиктограммы) адекватное использование жестов.
Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и
предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх
На дереве растёт... По дороге едет...
Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы
хотел получить.
3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.
Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических
ощущений
- чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
- формирование представлений о схемах лица и тела;
- развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и
дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за
мимикой и мышечными ощущениями;
- восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительнокинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева
направо;
• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на
различных поверхностях;
• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным
ворсом);
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных
таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• использование кукол би-ба-бо;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль.
Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному
выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна
вперёд - назад- пальцы разведены)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)
Вот так- вот так!
Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение
раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией
запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в
кулак.
Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая
кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой,
организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать
пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.
Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.
Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных
движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот,
улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения:
выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного
внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и
в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон
собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентировании;
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с
частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом
углу и т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками
из отдельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного
анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке,
изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие
имитирующих жестов.
Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы,
затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого
ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица,
предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению,
функциональному назначению, развивать внимание и память.
Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках.
Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же
предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая
парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит
ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;
формирование пространственного моделирования образов и конструктивного
праксиса.
Приёмы:
• выработка умения ориентации в окружающем;
• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:
• знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);
• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):
• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной
форм на материале предметов и геометрических фигур;
• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
• конструирование целого из частей;
• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
• идентификация предметов и геометрических фигур:
• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые
действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом
двигательных возможностей ребёнка)
Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной
величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и
вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к
совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка,
ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и
раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных
ИГровых условиях.
Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное
отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар,
куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы
прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с
фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает
заданные формы.
Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры
предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и
шероховатая поверхности).
Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: -
меховая- мягкая, пушистая:
- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги
- неровная, шершавая:
- шелковистая - гладкая, ровная.
Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится
с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет
включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи
на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.
Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за
ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и
заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку
сделать то же самое со вторым набором таблиц.
6. Развитие функций голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие
координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие
высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация
целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками
силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в
использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.
Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть
так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формирование носового вдоха
Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек
с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые
корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и
рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго
набора.
Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку
предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в
использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой -
маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой
самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка
- «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и
ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки.
Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса
«звучат» громко (тихо).
7. Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных
связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового.
речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной
функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы,
характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с
ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и
отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых
звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств
движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма
скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного,
зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на
каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания
«бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна
игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается
действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или
перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и
тактильного восприятия
Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики,
произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем
просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на
магнитофон.
Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается
синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику,
произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок
повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать
к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования
усложняется.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование
первичных коммуникативных навыков и лексики на ЗВУкоподражании и
звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики
птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным
категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием
звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие
непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение
игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным
звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и
слов их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и
вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые
контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных
обозначений
Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной
речи.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к
произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое
внимание
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и ее нужно
покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a»
3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным
комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со
звукоподражанием
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлексивных
восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.
Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда,
предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок
последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью
взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой
образец предварительно демонстрирует логопед)
Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих
игрушек; развитие тактильного восприятия
Фрагмент 1. За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка,
мишка, и т.д.
Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает
соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Фрагмент 2. Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается
ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести
соответствующее звукоподражание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Конспект индивидуального занятия по теме "Игрушки" с детьми с моторной алалией
Лексическая тема: Игрушки. Отработка произношения звукоподражаний и слов CГС. Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов; 2. Обучать пониманию вопр...
Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.
Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....
Особенности работы с детьми с моторной алалией
Содержание работы по преодолению общего недоразвития речи первого уровня у детей дошкольного возраста....
Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии
Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии...
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»
В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...
Организация работы с детьми с моторной алалией ׀- ׀ ׀ уровня.
Обобщение опыты по данной теме....