Особенности работы с детьми с моторной алалией
статья по логопедии по теме
Содержание работы по преодолению общего недоразвития речи первого уровня у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сандул Людмила Владимировна
ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
Особенности коррекционной работы с детьми с моторной алалией
( 1 уровень общего недоразвития речи)
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина).
Первый уровень развития характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отстуствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» - петушок, «кой» - открой, «пи» - пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления детей.
Развитие понимания речи.
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы — показ, демонстрация ( вопросы после знакомства с предметом: «Покажи, где?)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь — глагол+существительное. Учим дифферецировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Развитие активной подражательной деятельности.
Первоначальный шаг — установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы. Начинается работа с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры. Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо.
Развитие внимания, памяти, мышления детей.
Происходит с помощью различных невербальных заданий:
- Слуховое внимание и восприятие (дифференциация неречевых звуков по силе, по высоте, по тембру звучания);
- Зрительное внимание, память (игры «Чего не стало», «Найди отличия» , учить находить предмет по его контурному изображению);
- Мыслительные операции ( задания на классификацию («Четвертый лишний»), разрезные картинки, доски Сегена и др.
В итоге дети должны научиться:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними ( по темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания» и др.
- называть некоторые части тела ( голова, уши и т.д.) и одежды (карман, рукав );
- обозначать наиболее распространенные действия (иди, мой, стой) и состояния (холодно, тепло, больно и т.д.)
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме "Игрушки" с детьми с моторной алалией
Лексическая тема: Игрушки. Отработка произношения звукоподражаний и слов CГС. Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов; 2. Обучать пониманию вопр...

Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии
Коррекционно-воспитательная работа по при сенсо-моторной алалии...
Особенности работы с детьми с сенсорной алалией в условиях I стационарного отделения
Краткие сведения о направлениях лого-коррекционной работы сенсорными алаликами на начальном этапе коррекции...

Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....

Рабочая программа по развитию речи с детьми с моторной алалией
В России моторная алалия входит в состав СНР для детей с ОВЗ.Около половины детей с моторной алалией имеют неврологические нарушения. Нарушения моторных функций, заторможенность или гиперактивность.Це...