«Общее недоразвитие речи: содержание и методы логопедической работы»
статья по логопедии
Отображена краткая характеристика речи детей с ОНР, рассматриваются содержание и методы логопедической работы по преодолению ОНР у детей по 3-ем уровням речевого развития, описаны основные этапы и методы обучения грамоте детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад_Общее_недоразвитие_речи:_содержание_и_методы_логопедической_работы | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Образовательный центр» Созвездие»
ДОКЛАД
Тема: «Общее недоразвитие речи: содержание и методы логопедической работы»
Выступление на методическом объединении
учителей-логопедов и учителей-дефектологов
МБОУ «Образовательного центра «Созвездие»
Составила: учитель-логопед
Леонова О.С.
10 октября 2019г.
- Общее недоразвитие речи. Понятие об уровнях развития речи при ОНР
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития:
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.
II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
IV уровень речевого развития (выделила Филичева Т.Б.) - наличие лёгких лексико-грамматических нарушений, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения. У детей наблюдается своеобразие нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова, но не удерживает в памяти фонематический образ, в следствие чего появляются нарушения в употреблении слов в различных вариантах: упорное повторение какого-либо слога («блиблиотекарь» - библиотекарь) перестановки звуков и слогов («комосновт» - космонавт), замены слогов («мотокилист» - мотоциклист), добавление звуков «игруша» - груша) и слогов «воващи» - овощи).
- Содержание и методы логопедической работы при ОНР (1 уровень речевого развития)
Логопедическая работа с детьми с I уровнем речевого развития опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву: однословное предложение; предложение из слов корней; первые формы слов; усвоение флексий; усвоение предлогов; наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Основные задачи:
- Формирование мотивационной основы речевой деятельности
- Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
- Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
- Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
- Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
- Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Направления работы:
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (чего не стало);
Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);
Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.
Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.
- Задачи, этапы и методы логопедической работы при ОНР (2 уровень речевого развития)
Работа на этом этапе ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. С Расширение пассивного и активного словаря детей.
Формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного к распространенному предложению.
Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению.
Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения.
После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением.
Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий.
Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.
Большое значение имеет своевременная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.
На этом же этапе продолжается формирование диалогической речи. Работу над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок).
- Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ОНР (3 уровень речевого развития)
Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:
а) дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
б) формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;
в) подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Появление в речи детей прилагательных дает возможность расширить объем предложений путем введения определений. Ребенка учат вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода:
После упражнений по составлению простых предложений переходят к обучению практическому употреблению сложносочиненных предложений с союзами «и», «а». Дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами.
Дети учатся запоминать и передавать в речи последовательность выполняемых действий, используя при этом ранее отработанные лексико-грамматические формы. Например: Алеша встал со стула, подошел к шкафу, достал четыре толстые книжки. Три книжки отдал Лене, а одну книгу убрал в письменный стол.
Дальнейшее совершенствование повествовательной формы речи включает обучение составлению разных видов рассказов (по серии картин, по вопросам, на заданную тему, пересказ и др.). Если уровень речевого развития у детей уже приближается к норме, можно использовать и такие формы работы, как выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
Работа по уточнению и обогащению словарного запаса, формированию синтаксического строя речи сочетается с упражнениями по тренировке артикуляционного аппарата, вызыванию отсутствующих звуков общепринятыми в логопедии методами. Поэтому наряду с занятиями по формированию лексико-грамматических навыков продолжаются занятия по формированию правильного звукопроизношения, фонематического слуха, навыков словообразования.
Детей учат различать на слух длинное и короткое слово (пирамиды — мак), запоминать и воспроизводить ряды слогов из правильно произносимых звуков.
Затем заучиваются слова, включающие данные сочетания, и далее — предложения с этими словами.
- Основные этапы и методы обучения грамоте детей с ОНР.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап. (Добукварный)
Знакомство и работа с неречевыми звуками. Знакомство с гласными звуками. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Знакомство с согласными звуками. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Знакомство с буквами. (Букварный период)
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: - «На что похожа буква?» - В ряду букв обвести в круг заданную букву. - Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. - Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Написать букву в воздухе, на столе; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; Вырывать из бумаги образ буквы; Получить в подарок букву; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе групп...
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Консультация для педагогов "Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей" (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г.В.)
Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей...
План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления си...
"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."
Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...