ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
материал по развитию речи
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ДОКЛАД
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
В своих исследованиях учёные Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. указывают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи требует длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Возникает необходимость комплексного подхода к психолого – педагогическому сопровождению дошкольников с ОНР III уровня.
В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка[3,стр12].
Л.М. Щипицина выделяет следующие основные принципы психолого- педагогического сопровождения:
«На стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам ... и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход крещению будет очевиден.
Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях.
Механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое сопровождение воспитанников в образовательном учреждении способен осуществить психолого - медико- педагогический консилиум.
Главной целью деятельности ПМПк ДОУ является создание целостной системы комплексного диагностико-коррекционного психолого - медико-педагогического сопровождения обучающихся.
В ходе работы над связной речью у дошкольников с ОНР III уровня осуществляется взаимодействие учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя, заместителя заведующего по ВМР, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: консультирование, курирование, совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Содержание речевого материала используемого на музыкальных и физкультурных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
Современная психология и педагогика в решении проблем речевого недоразвития всё большее внимание уделяет повышению роли семьи.
Поэтому важную роль в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с речевым недоразвитием играет работа с родителями.
Задачи работы учителя – логопеда в работе с семьей: формирование у родителей желание помогать ребенку; повышение уровня педагогической компетенции родителей; информационная и дидактическая поддержка семьи.
Учитель - логопед проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей; групповые тематические консультации для родителей; игровые детско-родительские сеансы; логопедическую диагностику детей.
Учитель - логопед знакомит родителей: с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома.
Таким образом, овладение связными формами высказывания детьми с ОНР – это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Таковы итого проведённого нами исследования на данном его этапе.
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте (Р.Е. Левина). психолого –педагогическое сопровождение
Л.М. Шипицина : «На стороне ребенка » Непрерывность сопровождения Мультидисциплинарность сопровождения Индивидуальное сопровождение Системное сопровождение Л.М. Шипицина
Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения – взаимодействие специалистов образовательного учреждения – психолого-медико-педагогический консилиум целостная система комплексного диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: коррекционно-развивающее информационно-консультативное
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: консультирование, курирование, совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Работа с родителями: формирование у родителей желание помогать ребенку; повышение уровня педагогической компетенции родителей; информационная и дидактическая поддержка семьи.
Учитель - логопед проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей групповые тематические консультации для родителей игровые детско-родительские сеансы логопедическую диагностику детей
Учитель - логопед знакомит родителей: с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома.
Овладение связными формами высказывания детьми с ОНР – это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...
Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...